250 лет битве при Кагуле

Подобные поражения терпят очень редко. Между тем, с турецкой армией такой конфуз случился.

Шла очередная Русско-турецкая война – 1768-1774 гг. (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ).

При молдавской речушке Кагул 21 июля 1770 года сошлись 150-тысячное османское войско и 30-тысячное русское; через два дня за Дунаем под знамёнами визиря Халиль-паши собралось не более 10 тысяч турок. Невероятно – но факт!

Русским войском командовал генерал Пётр Румянцев (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 ). Турки заранее уверили себя в успехе – мало того, что имели столь огромное преимущество, так к тому же им на подмогу спешила конница крымского хана Каплан-Гирея.

В этих условиях Пётр Александрович видел только один выход – самому атаковать врага!..

На полях сражений одерживает победу тот, кто разработал новую тактику ведения боя, кто лучше держит удар, кто лучше использует особенности местности, кто оперативнее реагирует на изменение ситуации, чьё войско лучше обучено и точнее претворяет задуманный полководцем манёвр… Можно привести  ещё несколько слагаемых успеха.

Так вот, Пётр Румянцев и русское войско превзошли противника по всем приведённым показателям. Огромная османская армия располагалась на пересечённой местности, что лишало её возможности использовать численное превосходство.  Между тем Румянцев применил свою излюбленную, им же изобретённую тактику атаки дивизионными каре, отличавшуюся большей гибкостью и мобильностью относительно господствовавших в те времена методов ведения боя.

Турки, воины, бесспорно, храбрые и умелые, свои лучшие бойцовские качества демонстрировали преимущественно в случаях, когда сражение развивалось по заранее спланированному сценарию – а тут потеряли способность к сопротивлению, увидев, что ситуация вышла из-под их контроля. И янычар охватила паника – злейший враг любого войска.

Османы в первый день потеряли 20 тысяч против полутора тысяч русских – у них по-прежнему оставался трёхкратный перевес. Однако эта неисчислимая толпа вчера ещё грозных солдат больше суток беспорядочно бежала от преследовавшего её небольшого отряда генерала Фёдора (Фридриха-Виллима) Бауэра. Достигнув Дуная, османы так и не смогли организовать достойное сопротивление, и, теряя своих воинов (буквально!) тысячами, стремились только перебраться на противоположный берег, только в этом видя своё спасение.

Как уже сказано, из сражения их вырвалось лишь 10 тысяч – один из полутора десятков!..

Петру Румянцеву за эту победу государыня пожаловала звание генерал-фельдмаршала. Все её участники награждены медалями.