410 лет сражению при Клушино

Когда в государстве начинается смута, каждый из соседей старается урвать от него хотя бы кусочек. Так было, так есть, так пребудет всегда!..

Российская Смута начала XVII столетия – вполне наглядное тому подтверждение. (см.: http://starodymov.ru/?p=26728 )

Впрочем, тут уместен и ещё один афоризм. Сильному государству союзники всегда верны – слабому чаще всего изменяют.

Сражение, о котором идёт речь – подтверждение обеим истинам.

Таких разгромов, да с такими кошмарными последствиями русская армия знала в своей истории не так много. Это даже не назовёшь поражением – разразилась истинная катастрофа!..

Впрочем, поначалу беды как будто ничто не предвещало. Русское войско возглавлял царёв родич Дмитрий Шуйский – более чем посредственный военачальник; тот самый, жена которого, по общепринятой версии, отравила юного полководца Михаила Скопина-Шуйского (см.: http://starodymov.ru/?p=33178 ). Под началом Дмитрия Ивановича имелось 22 тысячи русского и 8 тысяч шведского войска – против 12,5 тысяч поляков под булавой гетмана Станислава Жолкевского (см.: http://starodymov.ru/?p=30005 ). Даже если учесть мощь знаменитых польских «крылатых гусар», соотношение сил выглядело слишком неравным.

Сражение состоялось 24 июня 1610 года у села Клушино, что близ Гжатска. Польская кавалерия пыталась атаковать, союзническое войско удар выдержало, дало им отпор…

И когда Жолкевский уже был готов признать поражение и отступить, шведский отряд, которым командовал генерал Яков Делагарди (де Ла Гарди), перешёл на сторону поляков.

Формальной причиной такой измены стало то, что царёва казна задолжала шведам жалование. Реально же Стокгольм, как и Варшава, был заинтересован в расчленении России.

Ситуация мгновенно изменилась коренным образом, русское войско охватила паника и оно попросту разбежалось, бросив даже казну, которую «прихватизировали» скандинавы. После этого путь на Москву Жолкевскому оказался открытым. А Делагарди поворотил к Новгороду (см.: http://starodymov.ru/?p=26293 ), который шведы желали включить в абрис своего влияния.

Иноземная интервенция на фоне Смутного времени продолжалась.

(Иллюстрация из интернета)