ТЕРРОРИСТ – ПАЦИФИСТ – СНАЙПЕР

Такая вот цепочка метаморфоз нашего выдающегося соотечественника

С превеликим удовольствием посмотрел новый художественный фильм «Дед Морозов».

Для тех, кто не видел – предельно коротко.

О моём полном тёзке Николае Александровиче по фамилии Морозов я впервые узнал из великой книги Владимира Чивилихина «Память» (см.: http://starodymov.ru/?p=11094 ). Затем мне довелось побывать в ставших музеем казематах Петропавловской крепости, в одной из камер которых он содержался (см.: http://starodymov.ru/?p=23077 ). Потом Морозов оказался в Шлиссельбургской крепости, в которой я также побывал (см.: http://starodymov.ru/?p=30149 ).

И вот теперь об этом поистине выдающемся человеке, наконец, сняли фильм. Я уже недавно писал о том, что считаю замечательным явлением, что отечественный кинематограф начал снимать биографические картины о наших достойных соотечественниках.

Итак, Николай Александрович Морозов.

Выдающийся учёный. Учёный-энциклопедист. Популяризатор науки.

Он родился в 1854 году. Прожил 92 года. Оценили, друзья мои, свидетелем и участником КАКИХ событий он стал?..

А начинал Морозов свою биографию как член революционных организаций – «чайковцев», «Земля и воля», стал членом Интернационала. Блестящий ум, именно он занимался теоретической проработкой планов покушения на Александра II. Он являлся одним из идеологов терроризма – в те времена такую форму борьбы именовали «теллизм», производное от имени Вильгельм Телль!..

Однако сам лично в диверсии он участия не принимал – его арестовали до убийства – потому виселицы избежал. В заключении он провёл с 1882 года по 1905-й!.. Впоследствии его ещё арестовывали, по меньшей мере, дважды. Всего за решёткой он провёл почти тридцать лет.

Казалось бы, за это время любой человек умрёт, покончит с собой, сойдёт с ума, опустится…

Однако история знает и примеры иного рода. (Например: http://starodymov.ru/?p=29798 )

Прежде всего, Николаю Морозову удалось вылечиться от туберкулёза, которым он в каземате и заболел. Как, спросите?.. Не поверите!.. Силой воли! Самовнушением! Мобилизацией внутренних резервов!..

Какое-то время Морозова держали в строгости, Затем разрешили пользоваться книгами и письменными принадлежностями. И он начал работать!

Оцените, друзья мои!..

Будучи в тюрьме, он изучил одиннадцать языков. А когда Революция 1905 года его освободила, вывез из тюрьмы 26 томов рукописей научных работ, а также… стихов. Оцените палитру научных дисциплин, по которым он подготовил фундаментальные публикации: философия, политэкономия, математика, физика, химия, астрономия, авиация, космология, история… И это не были камерные рассуждения верхогляда-дилетанта – работы оказались настолько глубокими, что ими заинтересовались серьёзные учёные. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Морозова – человека, который сделал из себя учёного исключительно самообразованием – избрали руководителем Русского общества любителей мироведения, Естественнонаучного института им. Лесгафта.

Скажем, рассуждениями о строении атома и механизме превращения веществ, попыткой классификации элементов он привлёк внимание самого Дмитрия Ивановича Менделеева (см.: http://starodymov.ru/?p=28956 ).

…Да, чуть не упустил едва ли не самое главное, без чего его научные изыскания потускнели бы.

Как уже сказано, Николай Морозов зарекомендовал себя идеологом террора. Однако уже в тюрьме он узнал, что во время покушения на Александра II (см.: http://starodymov.ru/?p=21548 ), в подготовке к которому он принимал деятельное участие, погиб случайно оказавшийся в зоне поражения мальчик. Этот факт настолько потряс учёного-революционера, что он навсегда остался противником кровопролития, ради каких бы высоких целей оно ни осуществлялось.

В 1917 году стоял на умеренных позициях, выступал за эволюционный путь развития социальных преобразований. Взгляды большевиков не разделял, считая построение социализма в его классическом виде в России невозможным; и уж подавно не принимая их методы.

В фильме, о котором идёт речь, есть эпизод, когда с Морозовым встречается некий революционер, характерно похожий на Ленина (см.: http://starodymov.ru/?p=33188 ), который старается убедить вышедшего из тюрьмы «народника» примкнуть к большевикам. Николай Александрович уклоняется, мотивируя отказ своей личной беседой с Марксом (см.: http://starodymov.ru/?p=27348 ), который считал социализм в России невозможным.

…В годы Советской власти Морозов занимался наукой, пребывая относительно властей в умеренной оппозиции. Несмотря на это, никаким репрессиям не подвергался. И даже стал академиком. По всей видимости, по причине, что Николай Морозов оставался одним из очень немногих выживших «народников», и Сталин считал научную деятельность престарелого учёного достаточно полезной, чтобы закрыть глаза на лёгкое фрондёрство…

Незадолго до Великой Отечественной войны он окончил курсы снайперов при ОСОАВИАХИМе (см.: http://starodymov.ru/?p=24011 ). И вскоре после того, как вокруг Ленинграда замкнулось кольцо окружения (см.: http://starodymov.ru/?p=23068 ), пошёл на фронт. Николай Александрович считал, что борьба с фашизмом – долг каждого гражданина России, и во имя этого долга отложил свои пацифистские взгляды до лучших времён.

Ушёл из жизни Николай Александрович Морозов уже после войны, в 1946 году. Он увидел Победу (см.: http://starodymov.ru/?p=33311 ), но не дожил до «Ленинградского дела» и других проявлений продолжения внутригосударственной борьбы, категорическим противником которой всегда оставался.

Вот такова преамбула.

А теперь – о фильме.

Мне картина понравилась. Она рассказывает обо всей жизни и деятельности выдающегося человека. Но делается это в виде ретроспективных картинок-вставок – основные действия картины происходят в период его пребывания в окопах защитников Ленинграда.

Фильм явно очень малобюджетный. Чувствуется, что создатели картины экономят каждую копейку. Но даже в этих условиях они с задачей справились, на мой взгляд, блестяще!

Отмечу несколько недостатков (на мой взгляд!).

Мне не понравились несколько персонажей картины. Не то, как их играли актёры, а режиссёрская трактовка образов.

Прежде всего, немецкий снайпер. Не поверил я в такой образ. Самоуверенный, нагловатый, расхлябанный тип, младший офицер-эсэсовец ведёт себя хамски по отношению к сослуживцам, и вызывающе независимо по отношению к генералу – своему начальнику. Голливудский он какой-то…

Советская санитарка роты тоже показана неубедительно, хотя и в духе времени – шлюховато. И вообще вся гендерно-сексуальная линия картины вызывает досаду и желание вторить Константину Сергеевичу – «не верю!». Благо, эта линия далеко не основная, боковая, ну и ладно!

Ну а политрук – тот и вовсе трактуется по-современному классически: трусоватый демагог, недалёкий краснобай-перевёртыш, вещающий патетическими лозунгами и занятый поиском скрытых врагов…

Короче говоря, некоторые сцены в картине выглядят слишком прямолинейно и трафаретно…

Всё, с негативом покончили. А теперь – что мне понравилось больше всего.

Николай Александрович Морозов, которому уже под девяносто лет, приезжает на фронт. Смотрится он абсолютно сообразно задумке авторов: благообразный старик в пенсне, в штатском пальто и с саквояжем.

Глядя на это подчёркнуто гротескное зрелище, все командиры вполне закономерно мечтают об одном: поскорее избавиться от этого явления – особенно когда узнают, что он заслуженный и признанный ветеран революционного движения, и учёный-академик, известный самому Сталину. Молоденькие солдаты смотрят на него пусть и с симпатией, а и с насмешкой.

Вроде как всё говорит о том, что дед Морозов тут не задержится. Однако мы – кинозрители ушлые, понимаем, что, случись такое, кина бы не было!

Однако проходит всего ничего времени, а он уже прижился во взводе, и становится для всех незаменимым. Его признают и принимают все (за исключением, конечно, недоумка политрука).

Он прекрасный снайпер. И своим метким огнём причиняет врагу немалый урон. Более того, он спасает товарища, а также, подстрелив гитлеровского разведчика, обеспечивает роту «языком».

Он прекрасный педагог. Когда ему поручают проводить занятия с бойцами – он организует солдатскую школу снайперского мастерства. И пользуется у слушателей настоящим авторитетом.

Он прекрасно знает немецкий язык. И выступает в роли переводчика, когда удаётся захватить «языка». Причём, он показал себя не просто переводчиком, а именно «переговорщиком», сумев «разговорить» «фрица», убедить его рассказать о схеме укреплений.

Он прекрасный психолог, и умеет наладить общение со всеми сослуживцами. В том числе ставит на место приблатнённых солдат из другого подразделения, которые забредают к ним. Повторюсь: он практически для всех становится своим, нужным, полезным…

Он прекрасный инженер, и берёт на себя устройство инженерного оборудования позиций…

Ну и так далее. Очень скоро оказалось, что дед Морозов нужен всем.

…К сожалению, посмотреть до конца у меня не получилось. Буду надеяться, что в ближайшее время картину повторят. Досмотрю с интересом.

Чего и всем желаю!

***

Иллюстрации, понятно, я взял в интернете. Фотография, где Николай Александрович в шлеме, подписана, что это самый старый по возрасту снайпер – защитник Ленинграда. В фильме говорится, что на «охоту» он неизменно выходил в старинном лётном шлеме, который он считал счастливым.