ШКЛОВ И ШКЛОВЧАНЕ

Как я уже писал, собственно Пленум проходил в белорусском городе Могилёве (см.: http://starodymov.ru/?p=30905 ).

Когда въезжаешь на территорию Беларуси со стороны Москвы, первым большим городом на пути оказывается Орша.

Орша – город исторический. В моём романе «Кривоустовы» именно здесь происходит встреча Георгия с послом императора Священной Римской империи германского народа Стефаном Какашем, отсюда начинается их совместное путешествие в Москву (см.: http://starodymov.ru/?p=23722 ). А ещё с этим городом связан знаковый эпизод из истории Великой Отечественной войны: именно по его железнодорожной станции 14 июля 1941 года батарея реактивных установок залпового огня БМ-13, больше известных как «катюша», нанесла свой первый удар (см.: http://starodymov.ru/?p=24389 )…

От Орши расходятся три первостепенно важных для республики дороги: прямо – на Минск и далее в Европу, направо – на Витебск и далее в Прибалтику, налево – на Могилёв, Гомель, и далее на Украину…

Наш автобус повернул налево.

Нас встретили в Шклове.

Вообще белорусы – народ очень гостеприимный. Если же к этой аксиоме добавить, что мы представляли собой официальную делегацию, которая следовала на официальное же мероприятие государственного (или даже межгосударственного) масштаба, то и уровень того, как нас встречали, оказался соответствующим.

Хлеб-соль, тёплое приветствие, доброе напутствие…

И вот мы уже едем дальше, и местный экскурсовод рассказывает о местности, по которой мы едем…

Откуда пошло название Шклов, доподлинно неизвестно. По всей видимости, оно как-то связано с местным произношением слова «стекло» – «скло» или «шкло»… Впрочем, по другой версии «скло» в местной древней гидронимике означало текущую воду; если учесть, что населённый пункт расположен на речке Шкловке, то почему бы и нет…

Впервые город упоминается в середине XVI столетия и относился к Великому княжеству Литовскому и Русскому; к Речи Посполитой (см.: http://starodymov.ru/?p=29835 )… И только в середине XVIII столетия отошла к России.

Поначалу Шкловщина принадлежала самому Григорию Потёмкину (см. http://starodymov.ru/?p=30584 ). Впоследствии, как мы знаем, в ведении некоронованного властелина оказалась вся Новороссия с Крымом в придачу!.. И Шклов перешёл в руки другому отставному фавориту Великой Екатерины (см.: http://starodymov.ru/?p=29626 ), Семёну Зоричу – императрица умела быть благодарной.

Вот ведь удивительно!.. Будучи в фаворе и при дворе, Семён Гаврилович зарекомендовал себя беспутным кутилой, картёжником и мотом. Оказавшись же в отставке и на выселках, взялся за ум, основал в Шклове благородное училище для детей малоимущих дворян (см.: http://starodymov.ru/?p=28333 ), а также крепостной театр – забава, которой баловались многие вельможи во времена оны (например: http://starodymov.ru/?p=28761 ). Не станет большим преувеличением сказать, что именно с периода проживания здесь опального Зорича городок Шклов приподнялся… Достаточно сказать, что театр пользовался таким успехом, что его посмотреть приезжала сама Екатерина!..

Однако когда Павел I вернул Зорича на службу, да ещё и присвоил звание генерал-лейтенанта, Семён Гаврилович вновь пустился во все тяжкие, за что его вновь водворили в Шклов… А тут ещё пожар, уничтоживший здание благородного училища… Всё это подкосило здоровье Зорича, и умер он, прожив всего-то 44 года… Однако ж в Школе оставил по себе добрую память.

Нам назвали несколько имён славных сынов этого городка.

В Шклове родился и прославился резчик по дереву Клим Михайлов. Ничего не могу сказать о нём. Но коль гид об этом человеке рассказывает, очевидно, и в самом деле мастер. Для меня эталоном этого вида художественного мастерства остаётся Кронид Гоголев (см.: http://starodymov.ru/?p=25443 ). Ну и Александр Петров, коль уж я с ним лично знаком (см.: http://starodymov.ru/?p=17644 )…

Зато когда прозвучало следующее имя, никаких вопросов не возникло… Со Шкловщины, как оказалось, родом Пётр Алейников, замечательный советский киноактёр, которого я прекрасно помню с детства. Хотя бы уже по роли в фильме «Трактористы».

Ещё одно имя шкловчанина – Михоэл Гузиков. В 30-е годы XIX столетия он прославился тем, что усовершенствовал такой музыкальный инструмент, как ксилофон. И не просто усовершенствовал – именно благодаря этому мастеру ксилофон и стал музыкальным инструментом в привычном для нас понимании. До того примитивный комплект разложенных в определённом порядке дощечек, связанных между собой, которые легко сворачиваются и легко же приводятся к применению, использовались только бродячими музыкантами. Гузиков же превратил его в подлинный музыкальный инструмент, на котором сам же виртуозно играл. После этого ксилофон вошёл во многие симфонические оркестры мира…

…Конечно же, шла речь и о периоде Великой Отечественной войны. Полтора десятка сёл в окрестностях гитлеровцы и их приспешники сожгли, возродились после войны не все из них; тысячи и тысячи людей каратели замучили… Память о павших местные жители хранят…

Я уже не раз приводил свою мысль… Когда приходится слышать, что, мол, бойцы Красной армии тоже немало натворили на германской земле, всегда отвечаю примерно так.

Как мы там, в Германии, оказались?.. С чего это мы в Немеччину, простите, припёрлись?.. Мы до Волги отступали – огрызались, но отступали!.. И только потом, научившись воевать, погнали оккупантов со своей земли, и только тогда заявились в Дойчланд… Наши солдаты пришли в Германию, оставив за спиной выжженную врагом землю, замученных сельчан, погибших товарищей. Месть – плохое чувство?.. Конечно, нехорошее… Но оно человеческое!

И – главное!.. Покажите мне хоть один документ, в котором командованием Красной армии предписывалось: на территории Германии уничтожить хотя бы одно село!.. И покажите хоть один населённый пункт, в который целенаправленно приехала советская спецкоманда, которая согнала бы жителей в кирху и сожгла их живыми!.. Не было такого. А гитлеровцы на нашей земле такое творили, и документов тому имеется немало!

Красный командир или рядовой красноармеец мог кого-то убить, ограбить, изнасиловать?.. Конечно, мог, ибо он – человек. И сколько угодно существует документов, в которых речь идёт о том, как за подобные деяния военнослужащих армии-победительницы наказывали, вплоть до трибунала.

(Мои рассуждения о том же подробнее: http://starodymov.ru/?p=17617 )

…Впрочем, речь сейчас о другом. О том, как я ехал в автобусе, слушал рассказ экскурсовода, и любовался проплывающими за окном видами.

Впереди был Могилёв.