КРУИЗ-2017. Часть-13.

МЕДВЕЖЬЕГОРСК

Жили-были муж и жена. И не было у супругов детишек. Горевали они, молились… Ничего не помогало. И вот как-то мужчина принёс домой из тайги медвежонка-сироту. Маленький, пухнатенький,  ласковый, игривый… Женщина в нём души не чаяла, холила-лелеяла как ребёночка… И вот вырос он…

Тут и сказочке конец.

Друзья мои, все мы прекрасно знаем, что сказка и жизнь – суть разные вещи. Наверное, где-то когда и случался у подобных историй сиропливо-слащавый финал – хотя я даже близко не представляю, как он мог бы выглядеть. В детстве, помнится, имелась у меня книжка «Егорка» (не помню автора), в которой рассказывается о приключениях медвежонка, попавшего к людям… В книжке он очень вовремя потерялся и вернулся в лес.

Вмешательство человека в природу нечасто приносит ей пользу; да и самому человеку тоже. Ну а хищник, вырванный из естественной среды обитания и помещённый в среду человеческую… http://starodymov.ru/?p=22550

Короче говоря, в той истории, с которой начался данный раздел записок о круизе, симпатичная и ласковая живая игрушка скоро выросла в огромного зверя. И задрала – к счастью, не своих благодетелей. Хотя… Уместна ли тут такая оговорка – «к счастью»?.. Вряд ли с ней согласится человек, погибший от жутких когтей и клыков, да и его близкие тоже…

В общем, пришлось непутёвому дядьке самолично застрелить своего приёмыша… Похоронили его у подножья горы, и приходила туда несчастная женщина поплакать на той могиле… И зовётся с тех пор эта местность Медвежьей горой.

В этих краях мне раньше бывать не доводилось. Потому всё увиденное и услышанное мне оказалось внове. Соответственно, и рассказ получится более подробным, чем о местах, в которых уже ступала моя стопа.

Итак, Медвежьегорск. Городок на самой крайней северной оконечности Онежского озера. Железнодорожный и автодорожный узел – отсюда расходятся пути в нескольких направлениях. К слову, станция тут именуется «Медвежья гора», а здание вокзала настолько уникально, что является объектом экскурсий.

Населённый пункт совсем молод – ему ещё нет и века. Однако юные годы его сопровождались событиями более чем бурными.

С началом Первой мировой войны http://starodymov.ru/?p=15449 стала очевидной необходимость в срочном строительстве железной дороги, которая соединила бы Центр России и Петроград с портами Кемь и далее с Мурманском(Романов-на-Мурмане). Приходится констатировать, что подобная история случалась уже не раз – когда именно война стимулировала строительство в России новых транспортных путей. http://starodymov.ru/?p=159

И начались работы. Вдоль будущей магистрали возникали поселения. Одним из таких и стала Медвежья гора; здесь построили также пирс для доставки строительных материалов по озеру. Первые поезда по новорождённой Мурманской железной дороге пошли буквально накануне отречения Николай Романова от царской короны – в ноябре 1916 года.

В период Гражданской войны через посёлок неоднократно прокатывалась линия фронта. Его захватывали то «белые», то «красные», то интервенты, а то поборники независимости Северной Карелии – дробление страны на незалежные уезды тогда приняло немыслимый размах… Одно время здесь базировался английский воинский контингент, включавший в себя флотилию катеров и подразделение гидросамолётов – Британия всерьёз рассчитывала прибрать к рукам Русский Север… В общем, бурные оказались времена.

А при Советской власти именно тут обосновался штаб строительства Беломорско-Балтийского канала. http://starodymov.ru/?p=25201 Здесь же, соответственно, располагались и соответствующие службы ГУЛага, осуществлявшие это строительство – его возмодили практически только заключённые…

Я уже неоднократно писал о том, насколько важнейшее значение имел для страны тот канал, соединивший Волго-Балтийскую водную систему с Беломорьем. Однако ещё одна его функция, совершенно нежданная, проявилась в годы Великой Отечественной войны.

Карельская армия Финляндии прорвалась к Медвежьегорску только в декабре 1941 года. И устремилась дальше, охватывая Онежское озеро с востока.

Напомню, что я оканчивал факультет инженерных войск Донецкого военного училища. http://starodymov.ru/?p=25095 И со времён учёбы помню, сколь страшной силой может стать т.н. волна попуска – водяной вал, который образуется при подрыве плотины и устремляется вниз по руслу, сметая всё на своём пути.

Этот эффект использовали и сапёры Красной армии. Когда финские подразделения захватили Повенец http://starodymov.ru/?p=25287 , были подорваны гидротехнические сооружения канала, для строительства которых оказалось затрачено столько сил и средств… На лютом морозе водные потоки обрушились на передовые части оккупантов, замораживая всё на своём пути. Сколько человек и техники погибло в той жуткой купели, точно неведомо, но по всем данным цифирь приводится ужасная.

И с тех пор до самого контрнаступления Красной армии именно канал стал разделительной линией между врагами.

По всей видимости, маршал Маннергейм считал, что он пришёл в эти края всерьёз и надолго, а вот на дальнейшее продвижение особо не рассчитывал. Такой вывод можно сделать на основании того, что в господствующей над Медвежьегорском горе прорубили грандиозный укрепрайон. Диву даёшься, друзья мои, сколько сил и средств было затрачено для создания этого циклопического сооружения! И, как оказалось, совершенно бесполезного!

Вообще, когда слышишь о подобных горных сооружениях… Такие создавались в Швейцарии против Германии времён гитлеризма, в Югославии против возможного нападения с моря… Да и вообще, сколько в истории мы знаем случаев, когда оборонительные сооружения не выполняли своих функций!.. Какие-то умные головы в больших штабах высчитывали вероятные действия противника, исходя из этого проводились работы… А враг поступал по собственному разумению, и попросту обходил преграду. Как Дрисский лагерь http://starodymov.ru/?p=3841 , например, или линию Мажино http://starodymov.ru/?p=22608 .

Сколько (повторюсь) затрат – и совершенно впустую.

Так вот, не смогли финны отсидеться в подземной крепости, ретировались. А она стала теперь центром туристского паломничества. В амбразуры, в которых некогда стояли пушки и пулемёты, пролезаем сегодня мы, праздные зеваки. Тоже своего рода апофеоз войны.

Следует ещё отметить, что финны для строительства этого внутрискальной цитадели  не привлекали местное население – соблюдали режим секретности. Наверное, это спасло сколько-то жизней наших соотечественников. Хотя я с трудом представляю себе соблюдение секретности при проведении подрывных работ в паре километров от города.

После освобождения Медвежьегорска жизнь его прочно перешла в мирное русло. Город восстановили – он довольно красив и живописен, во всяком случае, глазами гостя. Сюда вернулось управление Беломор-канала. Сам канал восстановили – этим занимались поначалу пленные румыны, ну а потом и невольников других категорий нагнали. Для добровольных переселенцев в эти края объявили льготы, и сюда потянулись люди из южных регионов Советского Союза – здесь очень интернациональный состав населения. В городе и в районе в советские времена действовало несколько относительно мощных предприятий различного профиля…

Сейчас, понятно, большинство из них не функционирует. По словам местных жителей, они особенно жалеют о закрытии молокозавода… Да и не только о нём – при новой власти здесь много чего позакрывалось. В том числе и воинские части – руины одной из них мы видели в окрестностях города.

Знаете, друзья мои, круиз – круизом, однако ведь и голову никуда не выключишь! Куда бы мы ни приплывали, всюду слышали о том, что в результате событий 1991 года оказалось разрушено множество предприятий и объектов здравоохранения, и большинство так и не восстановлено. Ту же картину наблюдаешь и в любом другом регионе России. http://starodymov.ru/?p=19758

Ладно, Советскую власть разрушили – она, по утверждениям идеологов 1991 года, оказалась  плохой. Но нынешняя-то существует уже более четверти века! Когда же наконец запустятся те самые обещанные рыночные механизмы, стимулирующие развитие экономики?.. Почему население самой просторной в мире страны всё больше концентрируется на пятачке территории по имени Московия, а глубинная Россия всё больше хиреет http://starodymov.ru/?p=19812 ?.. Неладно что-то в нашем королевстве, неладно…

Наша экскурсовод по Медвежьегорску придерживалась взглядов, которые нынче принято называть «либеральными». Львиную долю её рассказов о родном крае занимали ужасы ГУЛага. Показательный момент. По некоторым причинам программу экскурсии пришлось чуточку сократить. И гид сокрушалась, что мы не успеем заехать ещё на одну точку маршрута – к мемориалу замученным узникам.

Между тем, экскурсоводом она только подрабатывает – основной её профессией является преподавание в школе истории. Знаете, подобные педагоги, в моём представлении, являются самым наглядным аргументом в споре о том, нужен ли в системе образования единый учебник, или же каждому педагогу доверить выстраивать программу самостоятельно. Нетрудно себе представить, насколько однобокую информацию о нашем прошлом получают ученики от данного конкретного учителя. http://starodymov.ru/?p=20058

Я лично тоже считаю ГУЛаг позорной страницей истории родной страны. Однако не ГУЛаг единый определял эту историю 30-х годов. Говорить об этой структуре необходимо – ставить именно её существование во главу угла при рассказе о родном крае правильным не считаю. http://starodymov.ru/?p=444

Впрочем, рассказ экскурсовода в целом был интересным и познавательным, даже несмотря на приведённый идеологический перекос.

Что ещё?..

Побывали мы в местном краеведческом музее. Мне очень понравился.

Перед ним стоит памятник Кирову http://starodymov.ru/?p=16374 . Якобы его первоначально собирались установить в Ленинграде, однако потом подарили Медвежьегорску.

А, вот!.. Просматривая блокнот с записями, наткнулся на пометку о том, что неподалёку от Медвежьегорска находится источник минеральных вод. Его открыли более трёхсот лет назад, и ещё Пётр Великий признал их пользительность. http://starodymov.ru/?p=24956

Возле железнодорожной станции Медвежья гора в тупике стоит паровоз. Ну, такие имеются во многих городах. Однако к этому прицеплен вагон-«теплушка»… И оказалось, что это – местный музей железной дороги. Он также обязансвоим существованием энтузиасту, Виктору Гришину. К сожалению, экскурсионная программа не предусматривала времени на его посещение. Я бы сходил!.. А построен паровоз ещё в 1915 году на Коломенском заводе – к этому городку я питаю вполне объяснимые тёплые чувства. http://starodymov.ru/?p=24869

Вообще о Медвежьегорске можно ещё говорить и говорить. Однако что-то ж следует оставить и на будущее!

А потому – отправляемся дальше! На Петрозаводск!