«ПЕРСОНАЛИИ» Василия ПОЛЯКОВА

Об интересной познавательной книге

О чёрных тюльпанах

О «Могучей кучке»

О российских вирусологах

О любви и о теории Дарвина

Разными путями попадают новые книги в Издательско-информационный отдел Международного сообщества писательских союзов http://starodymov.ru/?p=23464 . Иногда их приносят сами авторы, как правило, знакомые http://starodymov.ru/?p=24378 . А случается, что и просто входит в кабинет человек и протягивает томик: посмотрите, мол, на досуге, если время позволит.

Такие книги я просматриваю обязательно. Как правило, размещаю на служебном сайте короткую информацию: мол, вышла книга… Да и откладываю – вроде как «на потом», а на практике, увы, возвращаюсь к ним нечасто.

Но случается и такое, что произведение по-настоящему зацепит. И тогда досадуешь: ну почему же не оставил координаты автора. Ведь он принёс ВЕЩЬ, за которую человеку обязательно необходимо сказать доброе слово.

Так случилось и в этот раз. Немолодой уже мужчина подарил томик и скромно удалился.

Я прочитал книжку всю.

Итак, сборник «Персоналии», автор Василий Поляков. Вышла в Санкт-Петербурге в минувшем году. И незамысловатое название точно отображает содержание книги: в ней рассказывается о судьбах некоторых известных людей, в большинстве рождённых в России. Вернее, не всегда известных, но неизменно достойных.

Вот они: голландский цветовод Корнелиус ван Берле, великие композиторы Александр Бородин и Модест Мусоргский, а также другие представители «могучей кучки», вирусолог и эпидемиолог Эдуард Дженнер, ещё один вирусолог Дмитрий Ивановский, зоолог Илья Мечников, полиглот и эпиграфик Алексей Оленин, актёр Геннадий Печников, писатель О’Генри, «отец» кока-колы Джон Пэмбертон, Константин Станиславский – в дополнительном представлении не нуждается, паразитолог Николай Холодковский, «муза» Владимира Маяковского Татьяна Яковлева (ножкам которой откровенно завидовала сама Марлен Дитрих)…

И в каждой статье автор приводил непременно такие факты, что книгу не хотелось откладывать.

Я не стану, разумеется, пересказывать всё прочитанное. Только некоторые реплики по поводу отдельных фрагментов книги.

Итак, по порядку.

О чёрных тюльпанах

В очерке «Берле» автор рассказывает о том, как Голландия стала европейской родиной тюльпанов, и как Корнелиус ван Берле вырастил тюльпан чёрного цвета.

В связи с этим вспоминаются две истории, которыми я и хочу поделиться.

Прежде всего, жаль, что автор не упомянул о тюльпановом буме, или тюльпановой лихорадке – едва ли не первом в Европе столь масштабном экономическом кризисе. Дело было в первой половине XVII столетия. Когда голландские крестьяне поняли, что выращивать тюльпаны выгоднее, чем пшеницу или овец… В общем, понятно – они и принялись выращивать цветы, а не хлеб насущный. Но и это ещё не всё. В стране развелось множество посредников, которые торговали даже не собственно цветами или луковицами, а лишь обязательствами их доставить. В результате цена на тюльпаны взлетела до немыслимых высот, в то время, как самих их катастрофически не хватало. Причём, слово «катастрофически» тут используется в прямом, а не нагнетательном смысле: в результате разорялись тысячи хозяйств и наживались спекулянты. Результат понятен: после искусственно раздутого бума последовал крах – разразился жесточайший кризис…

Ну и вторая история. В очерке Василия Полякова описывается, как его герой после множества мытарств в конце концов вырастил чёрный тюльпан и получил за это огромную премию.

Мне долго довелось служить в Средней Азии (тогда ещё советской) http://starodymov.ru/?p=7935 . И мне там местные жители рассказывали следующее. Соответственно, я не пытаюсь опровергнуть автора – ни в коем случае! Более того, я не ручаюсь за достоверность того, что хочу рассказать. Просто пересказываю некогда услышанное.

Пустыни Центральной Азии по весне все покрываются морем тюльпанов. Эту красоту я видел и в Туркмении, и в Афганистане. Весна в пустыне короткая – но она прекрасна! http://starodymov.ru/?p=8077

Так вот, на границе Туркмении и Ирана, в районе Серахса, где проходит железная дорога на Мешхед, есть долина, где в природной среде произрастают чёрные тюльпаны. Почва там такая… Рассказывают, что якобы во второй половине XIX века и вплоть до начала Первой мировой войны в эту долину приезжали цветоводы из Голландии и других стран, выкапывали луковицы этих цветов столь редкого окраса и увозили с собой. Однако на другой почве цвет лепестков становился очень-преочень тёмным, но по-настоящему чёрным – никогда!

То есть в любом регионе Земли цвет тюльпана может бесконечно приближаться к чёрному, но по-настоящему чёрными они вырастают только в долине близ Серахса.

Так ли это – не знаю. Но туркмены, которые мне это рассказывали, в этом убеждены.

О «могучей кучке»

Ровно 150 лет назад, в 1867 году группу композиторов, которых связывала между собой крепкая, я бы сказал, творческая дружба, музыкальный критик Владимир Стасов назвал «могучей кучкой». Это не было неким творческим объединением в привычном нам понимании слова, вовсе нет! Милий Балакирев, Александр Бородин, Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков http://starodymov.ru/?p=11578 , а впоследствии и другие композиторы собирались вместе, исполняли свои произведения, помогали друг другу… Критиковали – и не обижались, что вовсе уж непривычно!.. Будем прямо говорить – нечастый случай: творческие люди обычно скорее ссорятся.

Об этом Василий Поляков рассказывает в очень познавательном очерке «Бородин и Мусоргский».

Что кольнуло. Автор – по всей видимости, человек штатский – вскользь замечает, что среди военного люда середины XIX столетия встречались в основном солдафоны. Ну не люблю я обобщений по какому-то формальному признаку!.. Ведь сам же Поляков далее пишет, сколько выдающихся деятелей культуры вышло в те времена из армейской среды!.. Быдла хватало везде и всегда – это качество человека отнюдь не производное от надетой портупеи.

И ещё одна реплика. Оказывается, группа французских композиторов, очарованных таких примером содружества, также образовала подобное содружество. Во главе его стояли Эрик Сати и Жан Кокто.

О победе над оспой

Данному вопросу посвящён очерк «Дженнер». Эдуард Дженнер – так звали английского врача, который впервые применил способ прививки от этой жуткой болезни, что уносила тысячи и миллионы жизней по всей Европе. http://starodymov.ru/?p=294

Автор подробно рассказывает о том, как шёл к своему открытию врач-новатор, сколько ему пришлось преодолеть препон от коллег-консерваторов…

Так ведь нередко случается, когда новому приходится продираться сквозь заросли замшелого.

И всё же… А всё ли новое – хорошо, правильно, полезно?.. Даже чуточку не так: всегда ли отрицание старого является прогрессом?.. Зная конечный результат, восторгаясь настойчивостью данного конкретного учёного, мы, как правило, упускаем из вида множество случаев, когда именно реакционность, в данном случае, врачей оказывалась более правильной позицией, чем авантюрные амбиции верхоглядов.

Впрочем, в данном очерке автор описывает именно тот вариант, когда новатор оказался абсолютно прав.

Первыми оценили открытие английские военные. Они же первыми и организовали вакцинацию. К слову, оказывается, что слово «вакцина» происходит от латинского слова «корова» – потому что первоначально прививка проводилась из коровьей оспы… А, для вас это не секрет?.. Ну а я вот не знал…

Когда я прочитал об этом, подумал, что при всей бесчеловечности войны, опосредованно она нередко приносит некоторые положительные плоды. Скажем, впервые наркоз при проведении операций применили в военных госпиталях России. http://starodymov.ru/?p=9729

Ну и ещё в очерке приводится пример благородства среди учёных. Луи Пастер, чей вклад в науку трудно переоценить, предложил в память о выдающемся учёном Дженнере расширить слово «вакцина» применительно ко всем предохранительным прививкам.

Эх, все бы усилия врачей направлялись на решение общечеловеческих проблем! И все бы учёные сотрудничали ради всеобщего блага! И не боролись бы за приоритеты, а поддерживали друг друга!..

Бы… бы… бы…

Если бы да кабы… Не получается вот…

О вирусных заболеваниях растений

В очерке «Ивановский» рассказывается о деятельности ботаника-вирусолога Дмитрия Ивановского. Очерк очень интересный и познавательный. И в качестве комментария мне добавить нечего.

О том, как изучался иммунитет

Об этом рассказывается в очерке «Мечников». В публикации красной нитью проходит идея, что если хочешь в жизни чего-то добиться, то нужно стремиться к этому, преодолевать препоны и пользоваться выпавшим шансом.  Не стоять на месте, идти вперёд – и добьёшься своего!

А ещё – о любви. Как-то его возлюбленная в университете на практическом занятии по биологии случайно заразилась брюшным тифом… Илья Мечников, решив, что теряет самого дорогого ему человека, сделал себе укол и тоже заразил себя тифом… И надо ж такому случиться – оба выжили! Ну как тут не воскликнуть вслед за древними: Amor vincit omnia!

Рассказ о вкладе Мечникова в науку стал бы очень большим. Да и что ж пересказывать уже написанное?.. Но главное тут вот в чём. Сейчас любой школьник (учащийся, понятно, а не лоботряс) знает, что такое иммунитет, и каким образом организм на клеточном уровне борется с проникшими к него инородными телами. А раньше этого не знали. Именно Мечников открыл явления фагоцитоза.

И ещё одно. Сейчас модно критиковать теорию Дарвина. Даже не критиковать – для того, чтобы замахнуться на саму теорию, нужно её по меньшей мере прочитать, а на это большинство критиканов не способны. Так что модно не критиковать, а брюзжать в её сторону. http://starodymov.ru/?p=513

Так вот, Илья Ильич выступал приверженцем её – именно потому что изучил…

На мой взгляд, отрицать учение Дарвина совершенно бессмысленно – ведь оно абсолютно очевидно! Данная теория ведь не замахивается на объяснение происхождения жизни на Земле. Она лишь объясняет, почему на нашей планете столь многообразна биосфера. Всё! И чем это многообразие объяснить, как не естественным отбором?.. Да ничем!

Всё! Вопрос закрыт!.