«СТАРШАЯ ЖЕНА»

Непричёсанные мысли о многожёнстве, о любви и любовницах,

о жёнах-простушках и потенциальных мужьях-миллионерах

Показали тут фильм «Старшая жена». Первый калмыцкий фильм, который я смотрел. А потому было б здорово, если бы создатели картины учли бы тот факт, что граждане России в абсолютном своём большинстве в Элисте не бывали, и почему бы не воспользоваться возможностью и немножко показать город.

На мой взгляд, это вообще большой недостаток нашего кинематографа. Это ж замечательно было бы – в каком городе происходит действие, в качестве визитной карточки, да парочку панорам, чтобы зритель подумал: «Лепота!.. Хочу там побывать!».

Впрочем, это дело режиссёров и операторов. Не хотят показывать прелести родного  края – их дело.

Итак, фильм «Старшая жена».

Чем фильм меня зацепил. Он ставит целый ряд вопросов, над которыми думать и думать, и головой и сердцем думать, и не найдёшь однозначного ответа. Что в фильме меня не особо тронуло. Как-то всё слишком прямолинейно назидательно, узнаваемо, предсказуемо. Ладно, не всё – многое.

Поскольку данные заметки – это не официальная рецензия, а просто размышления над увиденным, то и выстраивать особо не буду. Просто как мысль течёт.

К слову, забавно. Я смотрел чуточку не с начала, и потому сначала подумал, что действие происходит в Казахстане, настолько похож пейзаж, живность, да и костюмы героев. Потом только, услышав, что в ходу рубли, а не тенге, разглядев молитвенный барабан мани, я распознал Калмыкию.

Ну да ладно, вопросы в фильме затрагивались общечеловеческие, выходящие за границы не только Калмыкии, но и России, да и всей нашей постсоветской Ойкумены.

В общем, привёл муж в дом молодую жену. И как быть теперь жене старшей (старой)? О том и фильм!

Помню, в детстве была у меня толстая потрёпанная книга «Киргизские народные сказки». Я её перечитал несколько раз. На страницах книги открывался какой-то совершенно неведомый мне непонятный мир. Наверное, сегодня молодой человек с таким же любопытством читает произведения жанра «фэнтези».

В частности, с детства помню впечатление о том, как герой приводит в юрту молодую жену, и там следует фраза типа «и обнялись женщины, обрадовались, и стали вместе жить». Никак я не мог понять, как это женщина может обрадоваться появлению в одном жилище с ней второй (третьей, четвёртой) жены.

Много позднее, когда я уже служил в Средней Азии, удивлялся, когда слышал, как местные девушки хвалились между собой, за кого больший калым выплатили. Ведь калым – это настолько унизительно, в силу своего советского воспитания считал я.

Наверное, если женщина с малолетства росла в среде, где многожёнство – норма жизни, она и сама спокойно отнесётся к появлению рядом с собой соперницы. Даже не так, и не примет она другую мужнину сопостельницу за свою соперницу!

Но тут-то ситуация другая! Женщина выросла в условиях Советского Союза, в условиях, когда многожёнство было немыслимо. И молодая жена для неё – подлинная соперница!

И вот она должна эту соперницу одевать и причёсывать к свадьбе, выслушивать реплики соседок по этому поводу, присутствовать за свадебным столом, провожать «молодых» в опочивальню… Сцена, как она подглядывает за тем, что происходит в спальне – одна из самых трогательных в картине.

К дальнейшим поступкам старшей жены можно относиться по-разному. На мой взгляд, они вполне могли иметь место. Правда, повторюсь, затем создатели картины сбились на привычную наезженную колею.

Она отправляется в город. Хочет найти актёра, который бы вернулся вместе с ней к ней домой и сыграл роль второго мужа – отомстить неверному супругу. Ну а потом случается предсказуемое: встречает она в Элисте несчастную красавицу, у которой есть богатый любовник, и этот роковой красавец влюбляется в наивную но добрую селяночку, и замуж её зовёт… А потом приезжают они все такие из себя на дорогущем «Лексусе» к степной хижине, и там всеми заброшенный одинокий её старый муж с ребёнком на руках… И взыграло женское сердце, и бросила женщина молодого и богатого, и взяла в руки половую тряпку… Тут и сказочке конец!

Ну что ж, подотрём слёзы и сопли. Ладно, со слащавостью всё понятно. Но глубинные-то вопросы остались!

В городе одна собеседница бросает нашей героине: да если муж в состоянии содержать семью, так я бы к нему и второй, и шестой женой пошла бы!.. Оно, конечно, мало ли что можно сказать – а вот как поступишь на самом деле?.. Все мы очень толерантны, пока речь идёт о событиях в Фергюсоне – а вот как отнесёмся к тому, что в соседней квартире поселится многочисленная азиатская семья?..

Вот и получается противоречие. Народная традиция позволяет у многих народов многожёнство. Но сложилась эта традиция во времена жёсткого патриархата. А сегодня у нас эмансипация, сегодня равноправие. Слишком многие женщины вообще пустились во все тяжкие для того, чтобы реализовать своё право на сексуальное равноправие. И вдруг в этих условиях всплывают стародавние правила, которые пытаются вогнать женщину в рамки старины глубокой.

Кому-то это и нравится. Мы знаем целые народы, в которых женщины безропотно вернулись к парандже и хиджабам. Но данный фильм как раз о женщине, которая, несмотря на всю свою сельскость, этого не захотела.

Как уже говорилось, наша героиня отправилась в город, чтобы отомстить мужу. Нет, не физиологически – привезти с собой «мужа»-актёра. Тут всё ясно. Но вот она влюбилась. И красавец-мужчина даже делает ей предложение.

И тут же  всплывает новая гроздь вопросов.

Героиня – простая сельская баба. Она честна, непосредственна, работяща, заботлива. Её дом – та самая сельская хижина, вокруг которой бродят овцы и верблюды, и которую порывистый ветер обдувает то песком, то снежной крупкой.

И вдруг – замуж за миллионера!

В фильме есть два крохотных эпизода, которые очень о многом говорят. Ради этой сельской непосредственности миллионер бросает эмансипированную красавицу, которая на протяжении многих лет была его помощницей, и страстно хотела за него замуж. Так вот, бизнесмен судорожно ищет очень нужный ему документ. И отставная любовница, сжалившись, подсказывает ему, где лежит нужная бумага. А позднее выясняется, что он самостоятельно не может завязать галстук, и становится очевидно, кто персонально эту процедуру проделывал для него много лет.

Так что не вызывает сомнения, что увлечённость экзотичной игрушкой у миллионера очень скоро пройдёт. Ему нужна настоящая помощница! А потому даже женившись на селяночке, он очень скоро обзаведётся новой любовницей, а то и вернётся к старой.

И что от такой перемены выигрывает наша героиня?.. В сельской саманной мазанке она была полноправной хозяйкой – в хоромах миллионера она таковой хозяйкой не сможет стать никогда.

Так? Бесспорно!

Но ведь, братцы мои, ЛЮБОВЬ!

Вокруг этого удивительного понятия столько всего накручено! Ведь вся человеческая цивилизация крутится вокруг этого эфемерного слова.

Что это такое – любовь?.. Это когда хочешь другого сделать счастливым. А если, как в данном случае, в фильме, изначально понятно, что счастливыми они друг друга сделать не смогут?.. Любовь это?..

Миллионера потянуло на экзотику. Нашу героиню увлёкло всё то, что всегда влекло женщин: особняк, машина, богатство. Это не в обиду никому, мы ж не о частностях, а о неких закономерных тенденциях!..

По большому счёту, возвращение героини домой в общем-то лучший для неё исход…

Вот написал так, и опять запнулся. А почему лучший?.. Жить в богатстве или в бедности – что лучше?.. Казалось бы, ответ очевиден. Как ни крути, а нашей героине, как и любой другой женщине, в богатстве жить лучше! Ну, завёл бы её богатый муж любовницу, ну и что?.. Она-то по-прежнему жила бы в холе и неге! Вернувшись же в сельский дом, она стала опять обычной сельской бабой, да ещё с чужим ребёнком на руках.

«Лексус» или верблюд. Личная маникюрша или половая тряпка. Услужливая домработница или чужой ребёнок на руках… Как выбор-то?!

Что лучше? И для кого?..

…Как-то в газете вышла моя публикация. И большой начальник высказался по этому поводу: мол, там у тебя не на все вопросы имеются ответы. Согласен, не на все. Однако ведь и жизнь наша нередко ставит нам вопросы, на которые и не ответишь. Так и здесь: я не знаю ответов. Зато я над ними думаю!