ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ФСБ РОССИИ

глазами его сотрудника, вышедшего на пенсию

Читаю сейчас вторую книгу Сергея Горленко. Пока не саму книгу – электронную рукопись.  «Размышления о ЦОС. Записки опера» – рабочее название книги.

Собственно о книге я расскажу позднее, когда прочитаю её до конца – сейчас я прочёл примерно четверть произведения. А пока – только предварительные несколько замечаний.

В чём главное достоинство книги? В том, что она есть!

Автор книги, Сергей Григорьевич Горленко много лет трудился в Центре общественных связей ФСБ России. И рассказывает об этой структуре, о своих сослуживцах, о событиях, которым он был участником, и о своём видении каждого конкретного случая… На мой взгляд, подобным произведениям – нет цены! Цена рублёво-эквивалентная есть, а личностно-исторической – нет!

Поясню, что я имею в виду. При этом начну далеко со стороны – уж не забижайся, Сергей Григорьевич!

На мой взгляд, немалой бедой нашего времени является следующая. Существует множество структур. Общественных или государственных, в данном случае не так важно. Коммерческие – ладно, они клепают свои денежки, да и вся недолга. А вот социально значимые структуры!.. На мой взгляд, слишком часто руководители недооценивают значимость… Как бы сказать-то… В общем, нужно рассказать потомкам, что существовала такая вот структура, и вот этим-то занималась, и такие вот у неё были успехи, а вот тут вот, увы, не сложилось…

Слишком мы живём сегодняшним днём, слишком погрязли в сиюминутке. А надо ж помнить и знать, что мы временны на белом свете, что впереди вечность, которая для каждого из нас и для человечества в целом суть разные понятия, и что наши внуки будут судить о дне сегодняшнем по тому, что мы им оставим в информационном поле. Нам ведь хочется, чтобы потомки имели объективное представление об эпохе, которая для нас является повседневностью, разве не так?..

А вот оказывается, что и не так! Приходится признать, что абсолютное большинство современных руководителей этой простой истины не понимает. С другой стороны, допускаю, что, быть может, я тут как раз неправ?.. Но, как подобает нормальному человеку, считаю, что прав я, а ошибаются руководители, о которых идёт речь.

Вот смотрите, что получается. Есть некая структура. К конкретным примерам я перейду, а пока – только абстрактно. Эта структура делает некие добрые дела. Кто об этом знает? Речь не идёт о том, чтобы кричать на весь белый свет: я сделал доброе дело, похвалите меня! Нет, речь идёт о том, что должна вестись летопись деятельности общественной (или государственной) организации, которая трудится на благо Отчизны и её народа.

Все мы смертны. И все мы пенсионны. Когда мы уходим из структуры, нам на смену приходят другие люди. Что они знают о том, как жила и чем дышала кормящая (и окормляющая) их структура в эпоху их предшественников?.. Благо, если помнят. Но даже в самом идеальном случае корпоративная память распространяется на… Ой, да просто на мизерный временной период назад.

Братцы мои, давайте определимся! Нам говорят, что у Господа Бога все благие дела фиксируются и не забываются (Равно как и плохие, просто речь сейчас идёт не о них). Но ведь воспитывается молодёжь не на зафиксированных на божественных скрижалях деяниях старины глубокой, а на конкретных случаях, на конкретных действиях, на реальных делах их предшественников. Передача опыта!.. Опыта не только технического, но и духовного! Как это осуществлять?..

О чём я?.. Да только об одном! Организация, которая занимается благими делами, должна озаботится тем, чтобы информация о её деятельности не просто где-то фиксировалась, но и обобщалась, и аккумулировалась, и оставалась для потомков – любопытствующих ли, желающих ли познать, чем жила эпоха…

Не знаю, сумел ли я выразить свою точку зрения, но считаю так. Любая организация должна озаботиться тем, чтобы её деятельность оказалась зафиксированной и обобщённой в некой нетленке. В данном случае – в мемуарно-публицистическом произведении Сергея Горленко.

Мыслящие сегодняшним днём руководители на все приведённые выше аргументы возражают: мол, кто желает, всё в интернете найдёт. Кто бы спорил: в интернете есть всё. Только свалено туда всё бессистемно, абы как, и очень трудно порой отделить зёрна как от плевел, так и от жемчужин.

А потому речь идёт о неком произведении, в котором бы человек со знанием дела обобщил значительный объём информации. Любой исследователь при желании, отталкиваясь от имеющегося (в данном случае произведения Сергея Горленко), сможет как угодно нарастить и развить своё видение ситуации. Но для этого должен уже существовать обобщающий труд Горленко…

Впрочем, я думаю, что человеку, который когда-то сталкивался с исследовательской работой, понимает значимость первичной обобщённой информации, которую можно доразвить или подвергнуть критике.  Но отсутствие таковой любого исследователя ставит в тупик.

Резюме вводной части моих заметок.

Центр общественных связей ФСБ России. У него есть история, в нём работали люди. Что мы, простые смертные, знаем об этой структуре?.. Кто больше, кто меньше – но эти знания разрозненные. Но если кто захочет ознакомиться с этой структурой поближе – по любой причине, неважно. До сих пор объединённого информационно-личностно-оценочного труда не существовало. А Сергей Горленко его создал.

Уже хотя бы по этой причине его труд обречён на успех. В эту оценку я не вкладываю ни грана негатива – это вполне заслуженная и справедливая оценка. Пусть труд интересен не всем. Но достаточно много людей, которым данное произведение важно и нужно.

Скажу даже больше! С точки зрения литературы, публицистики, фактологии, не сомневаюсь, что к Сергею Григорьевичу может быть предъявлено сколько-то претензий.

Но он сделал то, что до него не сделал никто: он рассказал о структуре, о которой никто до него не рассказывал! И за то – честь ему и хвала, и низкий поклон! И благодарность Её Величества Истории!

Ох, скажет читатель, не расписывайся за Историю. Отвечаю. Мне слишком много за свою журналистскую практику доводилось сталкиваться с ситуацией, когда сиюминутных эмоций много, а фактологического материала – нехватка. Книги, подобные той, о которой идёт речь – кладезь для исследователя новейшей истории России, и не только России.

Тут как раз Сергею Григорьевичу следовало бы чуточку подробнее остановиться на структуре ЦОСа, на его задачах, ввести читателя в описываемый информационный круг… Но не знаю, быть может, это дальше в книге ещё будет…

Ну а теперь – чуточку назад.

Центру общественных связей повезло. Сергей Горленко, будучи простым пенсионером, написал историю данной структуры. Конечно, с личной точки зрения. Но – самое главное!!! – написал!

И как же досадно, что подобное подвижничество базируется только на энтузиазме.

Сегодня мне уже почти 60 лет. За годы моей жизни я видел и соприкасался с превеликим множеством структур – более или менее крупных. О каждой из них, считаю, должен существовать обобщающий материал, доступный для каждого человека, который им заинтересуется.

Офицерскую службу я начинал в строительных войсках. Военно-строительные отряды, в которых мне довелось служить, строили подмосковный пансионат космонавтов, а также (главное!) Дом отдыха «Русь», ныне известный как Центр восстановительной терапии им. Михаила Лиходея. Сегодня нет уже ни тех частей, ни УНРа, который руководил строительством, ни самой системы военно-строительных частей… Если я ошибаюсь,  поправьте!

Так вот, я вам не буду говорить за всю систему. Я спрашиваю только одно: разве не заслуживает отряд военных строителей, который возвёл прекрасный комплекс, в стенах которого поправляют здоровье ветераны войн, чтобы о нём рассказали?..

Поправлюсь: не отряд как таковой, а люди, которые возводили комплекс. К слову, только в мою бытность, и только в моей роте служили представители России (в том числе и Чечни), Казахстана, Литвы, Киргизии, Таджикистана, Туркмении, Украины, Молдавии, Узбекистана…

http://starodymov.ru/?p=3412

Дальше. Дюжину лет я служил в Краснознамённом  Туркестанском военном округе. Где обобщающий труд об этом уникальном военно-административном формировании, которое сформировало всю систему современной Центральной Азии?.. Сколько бы ни говорили нынешние лидеры националистских течений региона, а только роль и значение России и Туркестанского округа в развитии и становлении региона им не отменить! Но они хотя бы пытаются его затмить. А мы-то что им противопоставляем, друзья мои?.. Да ничего!

Если вдруг кто-то, прочитав эти строки, скажет, что я неправ, и пришлёт мне ссылку на обобщающий труд по истории Туркестанского округа, буду признателен и признаю, что в своей горячности перегнул что-то.

С другой стороны, округ – слишком огромная структура. А вот история 58-й мотострелковой дивизии. Не случайно же мои воспоминания о службе в этом соединении вызвали самый активный всплеск откликов. Сегодня этой дивизии уже нет. Но разве она заслуживает забвения?..

http://starodymov.ru/?p=7935

В Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе на одной стене имеется список соединений, которые отстояли Москву. Там значится и 344-я стрелковая дивизия, которая после войны стала 58-й мсд.

О Пятой гвардейской, в которой мне посчастливилось служить в Афгане, известно больше – это естественно. Но тут вот в чём закавыка! Каждый, кто писал об этом соединении, рассказывал о том периоде, в который сам воевал в её составе. А есть какой-то обобщающий литературный труд?.. Не знаю!

Ну а о 61-й дивизии, которая дислоцировалась в Ашхабаде, и в которой я служил после Афгана,  известно ещё меньше.

Мне возразят, что о каждом воинском соединении имеется и хранится вечно формуляр. Согласен. И потому перехожу к жизни гражданской.

С 2001 по 2011 с некоторым перерывом я трудился в Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». (В разное время она имела несколько разные названия, но это для данных записок не столь важно, хотя и имеет значение).

http://starodymov.ru/?p=1008

Так вот, году примерно в 2006-м я подал письменный рапорт о том же: что необходимо вести летопись деятельности организации. Помнится, я предложил два варианта: рассказать о деятельности ББ в форме документальной книги, или же в виде художественного произведения, я даже примерный план сюжета набросал. Сейчас, по прошествии времени, понимаю, что второй вариант является полным бредом… Однако упомянул я о том рапорте с единственной целью: показать, что я уже давно считаю необходимым готовить публикации, в которых бы суммировались добрые дела организаций.

Как, наверное, очевидно из сказанного выше, моё предложение не услышали.

Объективности ради, отмечу, что одна такая книга была опубликована. Только считаю, что её можно отнести к категории первого блина. Хотя сам факт её появления – отрадное явление.

И сегодня, когда Организация «Боевое братство» отошла на вторые роли в ветеранском движении, ещё более очевидным в моём представлении является гипотетическая книга о четвертьвековой деятельности ББ.

В качестве положительного примера в данном вопросе могу привести написание книге к десятилетию 46-й бригады Внутренних войск МВД России, в подготовке мне довелось принимать участие. Главное в этом деле – чтобы нашёлся энтузиаст, который согласится вложить в проект денежку!

http://starodymov.ru/?p=757

Мне ещё о многом хочется сказать. В смысле о многих структурах, о которых следовало бы поведать, но которые так и остаются в информационной тени. Но остановлюсь ещё только на одном примере.

Нынче я тружусь в аппарате Международного сообщества писательских союзов. Эта структура является правопреемником Союза писателей СССР, и ей уже почти четверть века, соответственно. На мой взгляд, и об этой структуре необходимо написать книгу. Я об этом говорил и продолжаю говорить уже на протяжении нескольких лет.

Только я опасаюсь, что получится вот что.

Как известно, историю пишет победитель. Не получилось бы так, что гипотетическая книга окажется тенденциозно-односторонней. Изначальная позиция автора – это нормально и естественно. Но стремление автора к объективности – непременное условие исторической ценности подобного произведения.

В моём представлении, будущий (гипотетический) автор должен быть человеком со стороны. Чтобы он мог пообщаться с людьми, которые стояли у истоков МСПС, и который не разделяют точку зрения сегодняшних лидеров его, с ветеранами, чтобы  опирался на факт, а не на трактовку факта.

Абсолютно объективного исторического произведения не бывает, да и быть не может. Тут речь идёт о том, насколько автор ангажирован или стремится к объективности.

Впрочем, чего это я о том, чего пока ещё нет!

…Что, друг мой, спросишь, а как осуществить на практике весь этот комплекс поднятых вопросов?.. Откровенно говоря, и сам толком не знаю. Было б здорово, если бы существовал фонд, скажем, поддержки литераторов, поставивших перед собой цель осветить деятельность социально значимой организации. Только ведь в России мы живём. И знаем, что бюджет фонда расползётся на поддержку друзей его руководителей, которые наводнят (в смысле зальют словесной водой) поле благих намерений, на котором должны бы взрасти полезные злаки социально-значимых произведений.

Вот и приходится довольствоваться произведениями, написанными энтузиастами.

Такими как Сергей Горленко.

Ещё один повтор. С точки зрения литературной к этой книге могут быть претензии. Но она есть, она написана, она рассказывает о том, что в обобщённом виде не было известно заинтересованным читателям. И это здорово!

Дочитаю книгу, выскажу суждения и ней.

Да, к слову! Так случилось, что я был первым читателем первой книги Сергея Григорьевича – «От ВЧК до ФСБ. Записки опера». Отклик на неё обещался написать наш общий с Сергеем добрый товарищ. Не написал. Соответственно, он и не опубликован. Так что теперь полагаться ни на кого не буду, и сам напишу непременно.

(Фото на открытие публикации – Сергея Сальникова)