ВАРШАВА
Первоначальная публикация: https://starodymov.ru/?p=49136
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=49391
Николай Николаевич с супругой пережили многое: и жизнь в суровом Олонецком крае, и Первую мировую, и эвакуацию в Омск, и Революцию, и эвакуацию из Омска, и «белых», и «красных», и аресты и ссылки… И относительно «тучные» годы, и по-настоящему голодные, и вовсе уж нищету…
И окидывая мысленным взором их жизнь, возьму на себя смелость предположить, что именно три года варшавской жизни стали для Волкова и его супруги самыми счастливыми в семейной жизни. Только три годика из 35!..
Наверное, ни для кого не станет откровением утверждение, что счастье нечасто длится слишком долго. Так случилось и у Волковых. Потому что надвигалась Первая мировая война, которая напрочь смешала всё в жизни всего человечества, и четы Волковых в частности.
Итак, Волковы перебрались в Варшаву в 1911 году.
В описываемое время Варшава являлась крупным железнодорожным узлом, сформировавшимся на пересечении многих путей, имевших в том числе и международное значение. Не станет преувеличением сказать, что именно столица Привислинского края являлась железнодорожными воротами Российской империи. Незадолго до вступления в должность Николая Николаевича, приняли в эксплуатацию участок магистрали до Вены — железнодорожная сеть Европы развивалась высокими темпами.
Соответственно, работы у чиновников ведомства хватало. Немаловажную роль для нашего героя играло и то, что представители транспортного цеха всегда получали неплохой оклад…
Пытаюсь себе представить те событиями глазами Николая Николаевича и Галины Павловны…
Варшава в описываемую пору — современный европейский город с населением почти в 700 тыс. человек. Прекрасный климат, замечательная архитектура… Незадолго до их приезда в городе началась электрификация городского рельсового транспорта — «конка», оставлявшая между рельсов ароматные лепёшки уже около полувека, уступала место трамваю. Театры, музеи, парки… Университет, основанный (на тот момент) век назад, Политехнический институт, Высшая школа экономики… Как молодые родители, Волковы не могли не думать о будущем своих детей; и как-то не сомневаюсь в том, что планы на дальнейшую жизнь они связывали именно со столицей самого западного региона империи.
Кто ж мог знать тогда, что её величество История уже замешивает огненно-кровавую краску для того, чтобы начертать на своих скрижалях роковое «Мене, текел, фарес»…
Впрочем, в одной книге я вычитал мысль, которая показалась мне очень мудрой: «Боги мостов не сжигают — для этого есть люди». На самом деле не История как таковая развязывает войны — она, напротив, своими хрониками, которые оставляют предки, старается образумить нас, неразумных потомков, от кровопролития. Всеми силами История силится оберечь нас от войны, всякий раз пытается человеков образумить, предупредить, предотвратить безумие смертоубийства, которым любят забавляться сильные мира сего…
Да только без толку!.. История человечества есть история войн, революций, переворотов… Крови, крови, крови, потоков крови!
Парадокс!.. Простые люди хотят просто жить, а политики воевать; в результате политики просто живут, а простые люди воюют…
…Три года счастливой жизни… Много это или мало для человеческой судьбы?.. Если во временном контексте, то, конечно же, ничтожно мало — вспомним классика: человек по замыслу божию создан для счастья, которое должно бы длиться всю жизнь. А если в философском, то можно взглянуть и иначе: целых три года счастья — они ведь тоже далеко не каждому даются!..
И потом… Парадокс жизни состоит в том, что конкретный человек далеко не всегда не осознаёт, что вот именно этот период его судьбы станет самым счастливым — как правило, оцениваешь данный факт лишь со временем, когда, как говорится, поезд уже ушёл. Так уж устроен человек: он всегда надеется на то, что самое счастье у него ещё впереди.
После этого отвлечения вернёмся к нашему герою.
Итак, Николай Николаевич трудился в Управлении местной железной дороги. Как уже сказано выше, Варшава служила одним из основных транспортных узлов России на западном направлении — предположу, что на тот момент крупнейшим в империи. Здесь сходилось несколько железнодорожных веток. Между прочим, веток с разной шириной колеи. Соответственно, здесь происходила перегрузка товаров и пересадка пассажиров из вагонов одних веток на другие.
Это сегодня ширина колеи нам представляется как некая незыблемая константа, предписанная едва ли не свыше. И единственное, по поводу чего мы нередко досадуем: не смогли-де некогда инженеры прийти к общему решению.
Между тем на момент, когда сама идея железнодорожного транспорта только начинала воплощаться в металл, никто понятия не имел, колея какой ширины зарекомендует себя оптимальной. В разных странах-территориях каждый первостроитель данный показатель определял сам. Унификация этого показателя происходила постепенно, по мере того, как приходилось стыковать между собой магистрали разных стран.
Россия, как водится, в развитии железнодорожного транспорта от промышленно развитых стран традиционно отставала. Хотя… Как известно, первой в мире страной, где появилась заводская железная дорога, стала именно Россия, а конкретно, упоминавшийся выше Александровский завод в Петрозаводске. Но это — только так, квасная реплика; речь в публикации идёт всё же о другом. Наши светлые головы много чего придумали-изобрели, да внедрили-то всё же иноземцы!.. Об этом великолепно написал замечательный русский патриот Владимир Дедлов, о судьбе и творчестве которого я неоднократно рассказывал.
Поначалу русская колея строилась ещё более широкая, чем сейчас. Потом её немного сузили… Ну а когда пришла пора стыковать отечественную «чугунку» с западной, стал вопрос об унификации.
Почему Россия пошла своим путём, не приняла западный стандарт, существует несколько версий. Лично мне наиболее убедительным видится вариант, что таким образом российское таможенное ведомство решало вопрос контроля за ввозимыми-вывозимыми грузами. Современных колёсных пар с регулируемой шириной ещё не изобрели, механизма замены колёсных тележек — тоже… Вот и приняли перемещение грузов из одного вагона в другой как оптимальный путь таможенного досмотра и борьбы с контрабандой.
Впоследствии русский стандарт колеи распространился на территорию ряда азиатских стран, развивавшихся при техническом содействии нашей империи. И в результате железнодорожная сеть восточной Евразии настолько разрослась, что переделка её самой и «заточенной» под неё техники — слишком дорогое получилось бы удовольствие.
Да, в мире есть некоторые участки железных дорог с шириной колеи, отличной от обеих мировых, — на сегодняшний день в мире насчитывается десятка полтора стандартов. Однако у нас речь идёт всё же о судьбе человека, а не колеи, как бы они ни оказались между собой связаны.
И вот ещё о каком выверте истории хотелось бы поговорить.
Дело в том, что в описываемый период в Варшавском губернском жандармском управлении заместителем начальника служил ротмистр Леонид Щучкин. В 1918 году он, будучи уже в чине полковника, возглавит контрразведывательный отдел «белой» Добровольческой армии. Именно он не сможет распознать «красного» разведчика Павла Макарова, который внедрится в штаб генерала Владимира Май-Маевского. И именно об этом противостоянии много спустя снимут великолепный фильм «Адъютант его превосходительства».
Писательское воображение дорисовывает картину… В принципе, они могли встречаться: ротмистр Леонид Щучкин и чиновник от железнодорожного ведомства Николай Волков. А можно допустить и иное: тот же Щучкин мог получить информацию об антиправительственных грехах молодости героя нашего повествования и взять его на карандаш. Или почему бы не предположить, что жандармское ведомство прикидывало, как можно использовать завязавшийся контакт Волкова с отъявленным русофобом Бомпаром…
За что я люблю историю, за то, что если ею заниматься, непременно встречаешь знакомые лица, порой даже там, где и вовсе не ожидаешь…
…В 1914 году, с началом войны, которую поначалу называли Второй Отечественной, потом Великой, а затем Первой мировой или Империалистической, семья оказалась в эвакуации в Омске; пока обустроились-обосновались… А тут припожаловал и грозный 17-й год!
В общем, как ни ряди, а только именно с 1914-го обрушились на Волковых проблемы, беды, мытарства…
.
Владимир Дедлов: https://starodymov.ru/?p=39822
Леонид Щучкин: https://starodymov.ru/?p=43326
К записи "Николай Николаевич Волков. Самый счастливый отрезок жизни – Варшава" пока нет комментариев