Первоначальная публикация: https://starodymov.ru/?p=49136
Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=49335
О том, как путешественники добрались до побережья Белого моря, как устроили гонки на баркасах, как добрались до Соловецкого архипелага, что они на этом клочке суровой суши увидели, пересказывать не стану — в записках Николая Волкова всё описано живо и интересно, с лёгким юмором. Самому мне посетить Соловки пока что не довелось, так что и встревать с комментариями не стану. Хотя готовил я некоторые исторические публикации и об основателях обители, и о некоторых известных узниках её, и о попытке отвоевать острова у России, предпринятой Великобританией во время Крымской войны… Но всё это не имеет отношения к нашему рассказу, хотя вполне допускаю, что кое-что из упомянутого сам Волков или сопровождавшие дипломатов чиновники гостям рассказывали.
Прошу обратить внимание только на три следующих обстоятельства; мне они показались немаловажными для нашего повествования.
Ни для кого не секрет, что нынче стало модным идеализировать царские времена и в первую очередь умиляться набожностью православных той поры и паточной святостью монастырей, в том числе периферийных. Должен признаться, что во время своих посещений стародавних обителей я не раз слышал о конфликтах и скандалах, которые нередко потрясали монастырскую братию, о пьянстве и лености, имевших место в некоторых (или даже не «некоторых») обителях… Записки Николая Николаевича подтверждают сказанное.
Второй момент. Путешественников поразила дамба, соединявшая острова Соловецкого архипелага, сложенная из больших камней. Прочитав об этом, я вспомнил о мостах, дамбах и перемычках, сложенных из камней на Валааме. Каждый раз, когда я их видел, поражался тому, сколько усилий и времени затратили иноки для их возведения. Достаточно вспомнить хотя бы труды глубоко мною чтимого монаха-подвижника Дамаскина.
Ну и третье. Николай Николаевич в своих записках возмущается дороговизной христианских услуг, которые оказывал приезжавшим Соловецкий монастырь. За панихиду по матери с него запросили пять рублей — ещё тогдашних, довоенных, полноценных, относящихся ко времени, когда российский рубль котировался во всём мире и не знал слова «инфляция». Что тут скажешь? Церковь, как выясняется, уже в те времена установила высокий тариф на церковные службы, вымогая деньги из верующих…
Ну и в завершение данного раздела повествования. Как я постоянно подчёркиваю, рассказ основан на воспоминаниях самого Николая Николаевича о данном путешествии. Так вот, обращает на себя внимание, что первая часть этих воспоминаний, где описываются приключения путешественников в более узком кругу, заметно теплее, интимнее, что ли. А затем, когда в окружении французов оказываются другие, более высокопоставленные чиновники и церковные иерархи, они словно как оттесняют нашего героя от вельможных гостей, отодвигают его на вторые роли. Они и сами худо-бедно умели изъясняться по-французски и больше в услугах мелкого чиновника не нуждались. Судя по всему, нашего героя это несколько задевало.
Будем откровенны: а кого бы это не задело?
.
О монастырях: https://starodymov.ru/?p=25546
О Валааме: https://starodymov.ru/?p=38497
О дороговизне церковных услуг: https://starodymov.ru/?p=38608
К записи "Николай Николаевич Волков. Иностранные путешественники прибыли в Соловецкий монастырь" пока нет комментариев