КАК РЕШАЕТСЯ ВОПРОС О ТОМ,
КАКИЕ МОНАСТЫРИ ВКЛЮЧАТЬ В ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ?
Уже не раз обращался я к вопросу о том, по какой причине настолько разнится состояние монастырей на просторах нашей Отчизны.
То есть чуть скорректирую свою мысль. Средств на достойное содержание всех монастырей не хватает – это понятно: святых мест слишком много, а кошельки у паствы не безразмерные. Но по какому критерию отбираются обители, которым оказывается помощь – и которым приходится перебиваться исключительно за счёт милости доброхотов?
В дела церковные лезть – дело неблагодарное, да и безнадёжное. Я не собираюсь посягать на чувства верующих, и призывать к пересмотру внутренней политики Церкви – тут советчиков и без меня предостаточно… Но всё же выскажусь, что вполне понимаю императрицу Екатерину Великую, которая кардинально сократила количество монастырей, предложив их насельникам переселиться в более крупные и густонаселённые.
Но не этот вопрос – тема данного размышления.
Некогда монастыри существовали в первую очередь за счёт того, что сами производили. Что-то давали и паломники, однако опора на собственные силы являлась превалирующей.
Сегодня основным источником дохода для многих (большинства?) монастырей стала торговля религиозной атрибутикой и доходы от туризма. Выходит, что благосостояние обители зависит от того, чтобы соответствующие церковные структуры заключили договор с некими туристическими фирмами, и определили, по каким «святым местам» проторить денежные потоки, а которые из них внимания лишить. То есть кого оделить, а кого обделить.
Так что же… Получается, что всё зависит от того, насколько оборотистый настоятель сумеет наладить отношение со своим соответствующим руководством?.. Какой-то вывод получается некрасивый. Но никакой другой не придумывается – вот в чём закавыка!..
Ведь монахи – это люди, которые вроде как сознательно удалились от мира, от мирской суеты, от мирских соблазнов. Но можно ли такое говорить об иноках (людях в иноческом одеянии), которые озабочены вопросом, сколько туристов посетит их обитель и какой доход принесут?..
Для меня уже столько лет остаётся загадкой, почему от той же пристани Горицы автобусы везут туристов (с их тугими кошельками) в Кирилло-Белозерский монастырь, минуя расположенный тут же, рядом, Воскресенский, в котором тоже есть что посмотреть, что показать, что рассказать…
Или вот перестали (или заметно сократили) посещения острова Коневец, который называют младшим братом Валаама. Что же, он не нуждается в притоке денежных средств?
…Лично мне, как любознательному человеку, расширение сети туристских троп видится благом. За последние годы «ВодоходЪ» добавил в свою программу посещение таких пунктов, как Тихвин, Повенец и Старая Ладога – и это здорово.
Значит, там нашёлся некто, кто сумел решить вопрос с тур-фирмой «ВодоходЪ»?.. И местная казна обогатилась…
Я могу продолжать расставлять по этому поводу ещё вопросы. Но думаю, что мысль моя уже понятна.
.
И опять о монастырях: http://starodymov.ru/?p=28241
О секуляризации храмов Екатериной: http://starodymov.ru/?p=19090
Горицы: http://starodymov.ru/?p=27785
Старая Ладога: http://starodymov.ru/?p=36611
Тихвин: http://starodymov.ru/?p=35081
К записи "Религия. О том, что монастыри превращаются в доходные туристские центры" пока нет комментариев