Лев ТОЛСТОЙ

Не скрою: мне почему-то очень не нравится личность Льва Николаевича. Как писатель – это несомненный гений, а вот как человек… Как-то не вызывает он симпатии, в моём восприятии, конечно же – свою точку зрения я никому не навязываю.

См.: https://starodymov.ru/?p=23257

Между тем, Лев Николаевич много писал и рассуждал о сути и методах воспитания и образования детворы.

В приведённой подборке – только афоризмы, которые подобрали составители того цитатника, с которого я начал. Так что тут моё участие сведено к тому, что я присвоил себе право высказаться по поводу утверждений графа-пахаря…

Начало серии: https://starodymov.ru/?p=48562

.

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, как он сам.

Это корявое и кондовое воспитание!.. Истинное воспитание состоит в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно мыслить, самостоятельно же принимать решения, и потом уметь за них отвечать.

.

Существенная причина воспитания заключается в потребности правительства воспитать таких людей, какие им нужны для известных целей.

«Для известных целей» – слишком расплывчатое понятие. Известных кому?.. И что значит затравка фразы – «Существенная причина воспитания»?.. И разве правительство, по большому счёту, нуждается в воспитании молодёжи?..

Я бы данную фразу принял примерно в такой форме: Целью воспитания молодёжи является подготовка достойных членов общества. Вот тут, думаю, особых вопросов ни у кого не возникнет.

.

Образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого – сообщать уже приобретённое им.

И снова не соглашусь. Образование не есть «свободное отношение» и т.д. Ребёнок в абсолютном своём большинстве не осознаёт потребности в получении знаний!.. Вспомним песенку, которую пел Сыроежкин в фильме про Электроника: «Мы – маленькие дети, нам хочется гулять». Образование есть принуждение – и только от учителя зависит сделать этот процесс интересным, развить в ребёнке потребность в обретении знаний!..

.

Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно.

Ну, тут я вообще не понял – явно вырвано из контекста, причём, вырвано неудачно. Оставлю на совести компиляторов цитируемой подборки.

.

Экзамены не могут служить мерилом знаний, а служат только поприщем для грубого произвола профессоров и для грубого обмана со стороны студентов.

Эк загнул-то! То, что экзамены не могут служить абсолютным мерилом знаний, тут не поспоришь: каждый знает сколько угодно случаев, когда человек получал незаслуженные оценки – что завышенные, что заниженные. Но насчёт «грубого произвола» и «грубого обмана», да ещё в обобщённой форме – загнул батенька, явно загнул.

.

Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь – всё образовывает.

Ну, тут не поспоришь. Ребёнка образовывает всё – и перечисленное, и много ещё чего.

.

Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека как на существо, совершенно подчинённое воспитателю.

Между тем, история знает немало педагогов, которые смотрят на подопечных по-другому. Да что там история!.. Каждый из нас может вспомнить с благодарностью учителей, которые относились к нам иначе, не так, как описал Толстой.

См.: https://starodymov.ru/?p=43816

.

Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?

Да на том основании, что в основе науки лежит диалектика, которая основана на трёх китах, одним из которых является закон отрицания отрицания. Истрия развития человеческих знаний учит не догмам, а умению мыслить, анализировать, и на этом основании двигаться вперёд, а не лить слёзы по поводу знаний, которые оказались ошибочными. Знания не могут быть ошибочными априори, ибо знания – всегда питательная среда для развития ума.

См.: https://starodymov.ru/?p=46546

.

А кажется, как дело просто: одни хотят учить, другие хотят учиться.

В том-то и дело, что это только кажется.

.

Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай её, и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их.

Наконец-то мысль, против которой не возникает протеста.

.

Отец и мать, какими бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими, какими бы они желали быть сами.

Что значит «по крайней мере»!.. Именно не такими, как мы есть, а лучшими версиями нас же! Не утверждаю, что истина бесспорна, но по крайней мере она меняет порядок приоритетов, приводит их в более точную форму.