22 июля 1895 года – родился Павел Сухой,

знаменитый советский авиаконструктор.

Сухой Павел Осипович (1895–1975) родился в с. Глубокое Виленской губернии (ныне Витебская область, Белоруссия) в семье сельского учителя. Отец Павла, хотя происходил из простой крестьянской семьи, отличался эрудицией и культурой, имел большие способности в музыке. Мальчик с раннего детства много читал. В 1914 году юноша окончил гимназию с серебряной медалью. Павел рано увлёкся авиацией – увлечение пришло после того, как он увидел показательные полёты знаменитого в ту пору лётчика Сергея Уточкина. Не сразу, но Павел стал слушателем Московского технического училища (впоследствии МВТУ), единственное в ту пору учебное заведение, которое готовило специалистов в области воздухоплавания.

Во время Первой мировой войны Павел Сухой окончил курсы прапорщиков и прошёл фронт.

После войны учительствовал. Женился; его избранницей стала тоже учительница, преподавательница французского языка. А когда возобновило работу МВТУ, вернулся в него.

С 1924 года – в ЦАГИ, куда принят по рекомендации Николая Жуковского, который его хорошо знал. Принимал участие в разработке первых самолётов серии АНТ. Разработал первый в стране цельнометаллический истребитель. АНТ-5.

7 декабря 1931 года по поручению наркома обороны Клима Ворошилова ЦАГИ приступил к разработке самолёта для осуществления сверхдальних полётов – знаменитого АНТ-25. В работе принял участие и Павел Сухой, за что удостоен первой награды, ордена Красной Звезды. События, связанные с этими работами, на мой взгляд, хорошо показаны в сериале о Валерии Чкалове. Впоследствии на базе этой машины Павел Сухой сконструировал первый отечественный бомбардировщик – ДБ-1.

Впоследствии пошла череда слияний и разделений авиационных КБ – пересказывать не стану.

Под руководством Павла Сухого была разработана целая линейка замечательных самолётов серии «Су».

Павел Осипович стал первым отечественным конструктором, который начал работать над реактивными машинами. Вообще-то я осторожно отношусь к подобным утверждениям. Наверняка кто-то сможет (или хотя бы попытается) оспорить номер «первый», но то, что именно наш юбиляр был в числе лидеров, бесспорно. Причём, он экспериментировал с крылом двух конфигурация: стреловидными и треугольными. Он же едва ли не первый в отечественном авиастроении использовал ЭВМ при расчётах будущих машин.

Всего Павел Сухой и его соратники подняли на крыло полсотни летательных аппаратов.

А ушёл он из жизни, когда возглавляемое им КБ работало над созданием шедевра – Су-25, легендарного «грача».

За свою деятельность Павел Сухой награждён двумя звёздами Героя Социалистического Труда, орденами и медалями, а также рядом высших премий страны.

(За основу публикации использована справка из книги «Авиация России»).

.

Сергей Уточкин: https://starodymov.ru/?p=33355

Николай Жуковский и ЦАГИ: https://starodymov.ru/?p=36908