31 июля 1944 года – погиб Антуан де Сент-Экзюпери,

Всемирно известный французский писатель и военный лётчик.

Мировая литература знает бесчисленное множество авторов. Большинство из них критика и читатель относит к графоманам – писателям, которые хотя и любят писать, да не очень получается. Вторая группа писательского цеха обладает разной степени дарованием, эти авторы создают произведения интересные хотя бы для более или менее многочисленной читательской аудитории. И совсем уж узкий круг авторов можно отнести к истинным талантам, к гениям от литературы… Это те литераторы, имена которых известны миллионам и даже миллиардам почитателей благодаря не шумным пиар-кампаниям, не скандалезным выходкам, растиражированными Сетью, а потому, что их произведения читают и перечитывают многие поколения истинных ценителей подлинной литературы.

Именно так: прочитать, в общем-то, можно любую книгу – перечитывать же станешь только достойную того. Произведения Экзюпери можно перечитывать и перечитывать.

…Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери человек и писатель настолько известный, что пересказывать его биографию не стану. Он написал произведений не так много, но все они поистине выдающиеся.

Главное отличие творчества Экзюпери состоит, на мой взгляд, в том, что его произведения очень афористичны. Причём, вышедшие из-под его пера фразы не просто красивы и мудры – едва не каждая из них призывает задуматься, примерить сказанное на себя.

О том, что Франция, вопреки всем ожиданиям, легко и просто проиграла (хочется применить другой термин, созвучный, но фекальный) войну гитлеровской Германии, общеизвестно. И что большинство французов легко и просто смирилось с оккупацией, тоже.

Тем большее уважение вызывают те их соотечественники, которые на фоне общей пассивности нации восстали против происходящего и поднялись на защиту своего отечества.

Сент-Экзюпери – из их числа. Едва не в первый же день после вторжение Гитлера на землю, которую на протяжении веков защищали его предки, он пришёл в (не знаю, как называются военкоматы по-французски) и записался на фронт.

«Куда ты, дружище! – отговаривали его. – И без тебя справятся!.. Ты уже стар! И своим творчеством ты принесёшь больше пользы, чем в качестве пилота – тем более, что воевать ты и не умеешь»…

Однако патриотизм – такая штука, что человек отправляется на защиту родины, не особо слушая логичные доводы осторожности.

Опять же, о военном отрезке биографии писателя, оборвавшемся столь трагически, сказано всё, и мне нечего добавить, кроме того, чтобы повторить почерпнутое из других общеизвестных источников. Напомню, что именно теперь, во время краткосрочной эмиграции в США, он написал самое известное своё произведение – «Маленький принц». Два десятка страниц шедевра, которые можно перечитывать и перечитывать. Только одна ремарка – эта эмиграция вызвана не его попыткой бегства от заполонившей Европу коричневой субстанции; нет, наверное, я бы сказал, что от растерянности. Но как только стало известно о появлении такой силы, как «Сражающаяся Франция», Антуан вернулся, и влился в её ряды. Он стал самым возрастным лётчиком этой силы, и ему для этого пришлось переучиваться на самолёты нового поколения, отказавшись от наземных должностей.

И восемьдесят лет назад он из очередного полёта не вернулся.

Что случилось с самолётов пилота-писателя, неведомо. Версий его исчезновений – множество: от вполне правдоподобных до нереальных до идиотизма. Что тут скажешь?.. На войне исчезновения людей случаются – в самом трагическом понимании слова, без конспирологии.

Уже в наше время на дне Средиземного моря среди обнаруженных обломков разбившегося в годы войны самолёта нашли браслет, который, судя по всему, принадлежал Сент-Экзюпери. А вот по какой причине самолёт вошёл в последнее пике, остаётся только догадываться. Наиболее объясняющей остаётся техническая неисправность.

После обнаружения браслета и обломков самолёта некий престарелый лётчик люфтваффе вспомнил, что именно он в последний день июля 1944 года сбил этот самолёт. Он также добавил, что высоко ценил талант писателя Сент-Экзюпери, и что не знал, кто именно сидел за штурвалом сбитого самолёта, однако что это война, и что сбивал он не писателя, а вражескую машину…

Когда я прочитал эту историю, вспомнил нашего известного космонавта, который с возрастом, по мере того как уходили из жизни его соратники, начал вспоминать о своём полёте удивительные подробности, которые уже некому было ни подтвердить, ни опровергнуть.

Так вот, на обломках самолёта, на котором, по всей видимости, и вылетел в последний раз прославленный писатель, нет пробоин – он упал по какой-то другой причине. Да и в сохранившихся формулярах люфтваффе не сохранилось записей, которые подтвердили бы данное утверждение. Общеизвестно, что приписки в отчётности о сбитых вражеских летательных аппаратах имелись, а вот чтобы кто-то сокрыл свою победу – в это поверить трудно. Так что, как говорится, «Поздравляю вас соврамши…».

Однако тот гитлеровский ветеран своей цели добился: теперь во всех биографиях великого писателя в заключительных строках значится имя этого аса – мол, есть версия, что… Ну и так далее, не стану повторять сказанное выше. Пусть даже версия, ничем не подтверждённая. Так или иначе, человек примазался к чужой славе, пусть даже и весьма сомнительным образом…

Ну и в завершение.

Будучи искренним поклонником таланта Сент-Экзюпери, я до какого-то времени считал, что прочитал все основные произведения автора. Однако несколько лет назад мне в руки попала книга, о которой до того я даже не слышал – «Цитадель». Когда я её прочитал, моё уважение к автору поднялось ещё выше. Это настолько мудрая книга, что я бы её рекомендовал прочитать всем.

И в первую очередь, людям, которые имеют право принимать решения на государственном уровне. Право, не мешало бы, чтобы она стала их настольным произведением.

Тогда же, несколько лет назад, прочитав её, и всю исчеркав карандашными пометками, я изложил свои рассуждения по поводу прочитанного. Потому что от этого невозможно удержаться – прочитать мудрое произведение и не поделиться родившимися мыслями.

Добрая память великому писателю!

.

(К слову. За некоторые публикации на Дзене отдельные комментаторы обвинили меня в преклонении перед Западом; и данная публикация вполне может оказаться вписанной в подтверждение данному утверждению. Так вот, отвечаю: я очень много читаю, и читаю самых разных авторов разных народов. В данный момент, например. прелестные повести отечественного классика Николая Лейкина. Назову и имена наших современников, чьи книги прочитал в этом году: Владимира Шигина, Николай Каланова, Николая Головкина, несколько лет назад упокоившегося Николая Красильникова. Так что данная публикация – трагически-юбилейная, это дань уважения к замечательному писателю, который отправился на защиту родины добровольно, имея полное право и возможность остаться от войны в стороне).

.

Ещё о Сент-Экзюпери: https://starodymov.ru/?p=42782

Франция во Второй мировой войне: https://starodymov.ru/?p=45882

Роман-эссе «Цитадель»: https://starodymov.ru/?p=14775

В преклонении перед Западом меня обвинили вот за эту публикацию: https://starodymov.ru/?p=45925

Николай Лейкин: https://starodymov.ru/?p=39433

Владимир Шигин: https://starodymov.ru/?p=45110

Николай Каланов: https://starodymov.ru/?p=44802

Николай Головкин: https://starodymov.ru/?p=45551

Николай Красильников: https://starodymov.ru/?p=28266