6 апреля 1943 года – увидел свет «Маленький принц», произведение, которое по праву входит в число величайших литературных шедевров человечества

В разное время о данном произведении я подготовил несколько публикаций. Две из которых и предлагаю вниманию читателей.

«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ»

См.: https://starodymov.ru/?p=21886

В чём обаяние Маленького принца? И в чём прелесть повести «Маленький принц»?..

Наверное, теоретики от литературы могут это объяснить. Более того, наверное, уже объяснили, написали много умных томов и защитили по данной теме сколько-то диссертаций.

Только никакая диссертация не может объяснить талант. Хотя бы уже потому, что никто не может толком объяснить, что это такое. Формулировка в энциклопедиях есть, а простого понятного объяснения – нет!

В сериале «Метод Фрейда» демагогствующая писательница разъясняет: мол, весь писательский талант состоит в том, чтобы написать текст в соответствии с некой ритмикой, которая воздействует на мозг вне зависимости от собственно содержания – и успех обеспечен. Ой, лукавит хитрая – впрочем, она там и по сюжету такая же неискренняя. Если бы было так просто!.. Запустил вычислительную машинку, она выстроила соответствующую синусоиду – и знай себе кропай шедевры! В некой фантастической книжке в детстве я читал о такой машинке для написания книг – словомельница называлась. Что ж, возможно, слова и ритмика в той механически написанной книжке и соответствуют заданному алгоритму – но души в ней всё равно не найти.

А у повести «Маленький принц» душа есть. Прекрасная большая и добрая, немного грустная, но преисполненная надеждой, душа. Потому книжка известна и любима во всём мире.

О чём эта сказка? О самых простых и очевидных вещах. Просто мы к ним привыкли – к тому, что есть короли, что кто-то зажигает звёзды, что поезд нас куда-то зачем-то везёт, что у розы есть шипы, что если вулканы не прочищать, они взорвутся, что всенепременно требуется отвернуть вот этот заевший болт… Для нас это обыденность, не подлежащая осмыслению.

И вдруг появляется некто и спрашивает: а зачем?.. И мы оказываемся в тупике. Потому что труднее всего объяснить обыденность, привычное, очевидное, не подлежащее осмыслению!

Помню, был маленьким, подолгу сидел возле муравейника, любил смотреть за тем, как снуют мураши, как что-то тащат, и все такие озабоченные… Подолгу наблюдал!.. Когда ехал в поезде, смотрел в окно, наблюдал за парадоксом, что дальний план движется иначе, чем ближний, как сходятся-разбегаются рельсы…

Сейчас я за всем этим не наблюдаю. Меня по-прежнему интересует вопрос взаимоотношений муравьёв или аберрация движения, однако наблюдать за этим я не стану – вспомните, опять же Маленького принца, который не мог понять проблемы Пилота. Меня не цепляет то, что цепляло раньше.

Процесс взросления – это постепенное утрачивание способности удивляться обыденным вещам!

А вот Экзюпери попытался задать взрослым те самые детские вопросы, которые нас некогда интересовали, и попытался ответить на эти простые вопросы столь же простым языком.  Нет, не ответить – порассуждать. Но языком всё же простым и доступным.

Антуан де Сент-Экзюпери вообще писатель, который в каждом своём произведении рассуждает о вселенских вопросах ясно и доступно. Я уже писал о том, какое потрясающее впечатление произвело на меня чтение его неоценённой книги «Цитадель».

…Повесть «Маленький принц» – это своеобразная галерея типовых образов человечества. Даже Роза, даже Лис, даже безвестная крыса с планеты Короля – все они олицетворяют собой некие человеческие образы. И эта череда образов проходила перед зрителями.

Более того, в каждом из нас есть по кусочку натуры каждого из этих персонажей! Не так разве?..

Помните добросовестного Фонарщика?.. Он постоянно зажигал фонарь, чтобы для кого-то далёкого и ему неведомого в небе зажглась звёздочка. Для кого-то путеводная, а для большинства – просто рядовая, из числа бессчётного множества. Однако без неё, заштатной, звёздный небосклон обеднеет. Лично мне он очень симпатичен – тот Фонарщик.

Я ещё много чего хотел бы написать. О мудрости Лиса, о ревнивой Розе,  о наивном и немного эгоистичном в своей наивности звёздном мальчике, о прагматичном и очень человечном Пилоте…

***

См.: https://starodymov.ru/?p=6442

Величайшее произведение в стиле фэнтези – «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.

Это открытие пришло ко мне не сразу.

То есть очаровало меня произведение с первого же прочтения. Сколько раз впоследствии я его перечитывал, даже не скажу – небольшая по объёму, эта книжка времени занимает не так много, зато заряд добра вливает в душу колоссальный. Она и сейчас у меня закачана в электронный носитель, и временами открываю, читаю…  Наверное, вообще нет (во всяком случае, очень и очень немного) в литературном океане другой книжки, равной «Маленькому принцу» по своему тихому нежному обаянию.

Читать фэнтези для человека, который тщится относить себя к социальной прослойке творческой интеллигенции – явный моветон. А я почитывал кое-что: и Олди, и Макса Фрая, и Сергея Лукьяненко… Испытывая неловкость, в транспорте стыдливо прикрывая от постороннего взгляда обложку – мол, при таких сединах, да такое несерьёзное чтиво…

А потом вдруг сообразил: но ведь трогательный солнцеволосый малыш, рождённый талантом летающего графа, – тоже из мира фэнтези! И сразу как-то полегчало. Не слишком, всё равно прячу обложку, но всё же немного отпустило.

Вот скажите, друзья мои: а в чём прелесть «Маленького принца»?.. Впрочем, насчёт прелести всё понятно: источником её является талант автора. Так что вопрос в другом: в чём неповторимость книги? На мой взгляд, в том, что здесь каждый образ символичен, он обобщает в едином лице целую социальную группу. Причём, делает это не по формальному внешнему признаку, а по характерной внутренней составляющей персонажа. Фонарщик, Король или Честолюбец занимают в книжке всего по страничке текста, а какие типажи!.. И вулканы, и баобабы, и даже международное астрономическое сообщество!.. А уж Лис или Роза – и вовсе вошли в нашу разговорную речь как нарицательные персонажи!

И сколько афоризмов на столь небольшой объём текста! Причём, большинство из них не просто яркие броские фразы, а преисполнены глубинного смысла!

Фразу о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, уже затёрли до дыр. Но ведь мудрый Лис говорит и другие мудрые речи!..

Я тут попытался было в подтверждение предыдущей фразы приводить некоторые фрагменты книжки, а потом передумал. Лишним это видится, нужно самому читать и думать, потому что каждый читает по-своему и выводы делает свои. Едут люди в поездах навстречу друг другу, и те, и другие ищут «где лучше»… Но ведь не найдут они это «где лучше» где-то, если нет у них покоя в душе!

Роза вредничает, и капризничает, и требует заботы о себе… Принято считать, что это от её несносного характера и от любви к Маленькому принцу… Конечно, это так, но только это на поверхности. Суть-то, на мой взгляд, в другом! Она отчаянно завидует своему другу, потому что сама лишена свободы передвижения, не может сравняться с ним, полностью от него зависима!.. Именно этого Роза не может простить Маленькому принцу, именно потому она его изводит! Любовь плюс зависть – отсюда и сложился невыносимо капризный характер!

Ведь и в жизни так сплошь и рядом: приземлённые люди изводят тех, кому дарована способность к творческому взлёту. Не так разве?..

***

Ну и ещё было бы несправедливо не сказать вот о чём.

Когда мы восторгаемся произведениями заморских авторов, нередко забываем о том, что доступными для восприятия их для нас сделали переводчики. Классическим переводом «Маленького принца» на русский язык стал вариант, предложенный нашей великой переводчицей; имя которой Нора Галь.

См.: https://starodymov.ru/?p=38116