В июне 1294 года – умер Роджер Бэкон,

выдающийся учёный-энциклопедист Средневековья.

В своей подборке юбилейных дат я стараюсь в первую очередь обращать внимание на соотечественников и события российской истории. Однако почему бы иной раз и не делать исключения ради достойного повода?.. Особенно если тема оставила вопросы, граничащие с мистикой…

В великой книге Умберто Эко «Имя розы» неоднократно упоминается Рогир (Роджер) Бэкон. Его частенько с глубоким уважением вспоминает учитель Адсона, Вильгельм Баскервилльский, сам умница и эрудит. Да что там говорить, я впервые о Рогире Бэконе в этой книге и узнал; более того, при первом прочтении я даже думал, что этот учёный – придумка автора, потому что считал, что в тёмные века Средневековья не могло появиться такого светлого ума; только потом узнал, что подобными вещами Умберто не шутил. А по мере того, как узнавал (и по сей день узнаю), сколько открытий совершил Бэкон, сколько ему принадлежит идей, пусть иной раз и наивных, то просто удивительно, что мы о нём настолько мало знаем.

Роджер Бэкон проявил себя замечательным учёным в целом ряде отраслей средневековой науки. Если бы я верил в возможность путешествия во времени, право же, подумал бы, что этому монаху-францисканцу удалось побывать в далёком (для него!) будущем.

Вот посудите сами!..

Чисто умозрительно представьте себе, что некий человек из далёкого XIV столетия заглянул в наше время (плюс-минус век). Что он поймёт из увиденного, что ему покажется возможным для осуществления в его родное время?.. И сделаем ещё поправку на то, что данный «хронавт» – образованный человек, способный критически оценивать увиденное, соотносить с достижениями своего времени. Но мало увидеть и оценить увиденное, отдать себе отчёт, что картины будущего – не происки нечистого, а реальная картина, время которой просто ещё не наступило.

Но он-то это понимает!.. А вот как рассказать соотечественникам (причём, современникам именно проживающим буквально в одно время с тобой) то, что увидел в далёком будущем?.. Это ж и сегодня в «дурку» упекут, а как могли воспринять его рассказы во времена господства инквизиции?..

Так о чём говорил Роджер Бэкон?..

Он утверждал, что в будущем человек создаст машины, которые смогут плавать под водой и летать по небу, и этими машинами сможет воспользоваться любой желающий. Он едва ли не первым догадался, как сделать очки для людей с ослабленным зрением. Он пытался создать (я вполне серьёзно!) магнитофон – прибор, который мог бы запоминать сказанное ему, а потом озвучить нужному человеку.

Ну как можно такое придумать, не увидев аналоги?.. Самолёты и субмарины – как придумать?.. Прибор для озвучивания мыслей другого человека, да ещё в виде говорящей медной головы, на создание которой он потратил семь лет – ну как тут ни вообразить себе телевизор?.. Описание телескопа, сделанное настолько непонятно, что напрашивается вывод: увидел прибор, понял предназначение, да не хватило терминологии, чтобы рассказать о принципе действия… Он бился над разгадкой производства пороха – откуда он вообще узнал о существовании такого вещества?.. Он критиковал Юлианский календарь, а предложенный им стал (пусть и несовершенной) предтечей календаря Григорианского…

Вот честное слово: я не верю в возможность путешествия во времени. Где-то на ноль сколько-то процента допускаю, что потенциально может существовать механизм, позволяющий увидеть на экране события дано минувших дней, флюиды которых сохраняются в некоем информационном поле. То есть чисто умозрительно допускаю, что прошлое увидеть можно; прошлое – но не будущее!.. Однако инженерные прорицания Леонардо, Кулибина, Брюса или Бэкона заставляют поколебаться убеждениям: а вдруг – да возможно такое хроновидение грядущего!.. Почитатели таланта Бэкона впоследствии считали его едва ли не волшебником, а со временем даже возвели в предшественника Фауста…

Роджер Бэкон резко выступал против схоластики, считая, что наука должна развиваться, и не тормозиться на некогда сформулированных истинах, не подлежащих переосмыслению. Он пытался совместить алхимию с практической наукой, он предвосхитил теорию интуиции в познании мирозданья. Роджер в своих изысканиях словно рвался вперёд, в будущее…

Роджер Бэкон словно оказался не в своём времени, его Я как будто заблудилось в череде эпох и вынырнуло не там и не тогда. Я не представляю, как это может случаться, подобные события вроде как пытаются убедить нас, скептиков, в реальности метафизики и мистики.

А с другой стороны… Что есть мистика?.. Это действия законов, которых мы не понимаем.

…Вполне понятно, что в те времена столь выдающийся человек оказался в монастырском заключении. Правда, его не казнили, а позволили работать в тюрьме – за учёного вступился Папа Римский Климент IV. В заключении он провёл двенадцать лет… И всё это время работал.

Роджер оставил после себя много рукописных работ. В своих трудах он пытался осмыслить философские проблемы мирозданья, а также как достижения науки возможно претворить в реальную жизнь на пользу человеку.

Удивительно: церковь его гнобила, а университеты Европы вносили в свои программы его научные наработки. При жизни Бэкон не был удостоен официальных учёных званий (во всяком случае, об этом ничего неизвестно), но посмертно его нередко именовали «доктор Мирабилис»; а звание «доктор» в ту пору имело очень большой вес, купить его, как сегодня, было невозможно.

…В описываемую эпоху в Европе шли непрерывные войны по самым разным поводам: за короны, за религию, за передел территорий, за рыцарские придури, за что угодно. Чтобы избежать перспективы оказаться втянутым в один из кровавых междусобойчиков, Бэкон принял монашество в Ордене францисканцев. Избежав одной напасти, он таким образом попал в ощип другого порядка: орденское руководство не особо нуждалось в мыслителях, ему больше требовались трудники; и Бэкона загружали больше работой руками, а не головой. Не вторгаюсь в сферу монастырских уставов, а просто констатирую факт: официальная церковь всячески препятствовала реализации таланта человека, о котором идёт речь.

Главным трудом жизни Роджера Бэкона является «Опус Майус». В этом фундаментальном исследования автор исследует вопросы из самых разных сфер знаний. А именно: математика, оптика, астрономия (здесь автор пытается определить размер и массу доступных наблюдению небесных тел), алхимия, философия, мораль, география, сельское хозяйство, механика, медицина, зоология, лингвистика и другие. Он разработал лучший в Европе трактат о шифрах…

Френсис Бэкон, Герберт Уэллс, многие другие мыслители грядущих эпох, воздавали дань благодарности Роджеру, считая, что в своих идеях он во многом опередил время.

…Как-то у Роджера ехидно спросили, где же все те машины, о которых он пророчествует, почему их нет у людей? На эту подковырку учёный ответил, что они уже существуют в божественном предопределении, и, соответственно, когда-нибудь человек сумеет воплотить их в реальность. Такой ответ обескуражил скептиков и обезоружил тех недоброжелателей, которые не прочь были бы передать его в руки костоломам от инквизиции.

Так что умер Роджер Бэкон своей естественной смертью в июне 1294 года. Добрая память этому выдающемуся мыслителю!

.

«Имя розы» Умберто Эко: https://starodymov.ru/?p=20933

Леонардо да-Винчи: https://starodymov.ru/?p=29583

Яков Брюс: https://starodymov.ru/?p=22383

Иван Кулибин: https://starodymov.ru/?p=27581

Френсис Бэкон: https://starodymov.ru/?p=9612

Герберт Уэллс: https://starodymov.ru/?p=22889

Немного о шифрах: https://starodymov.ru/?p=33409