УМЕР УМБЕРТО ЭКО
Печальная весть пришла из Италии. Умер великий Умберто Эко.
Оно, понятно, все мы смертны. И всё же… Когда кто-то уходит, становится грустно. Особенно если это человек, которого считаешь великим.
Есть такие особенные люди в творческом мире. Художник одной картины. Актёр одной роли. Писатель одной книги…
Умберто Эко написал несколько романов. Но в памяти читающей части человечества он останется в первую очередь как автор великого романа «Имя розы». Да, я знаю, он написал ещё сколько-то произведений. Но я прочитал его «Остров накануне», начал читать, но не осилил «Маятник Фуко»… Да и зарёкся – не буду больше ничего читать. Лучше ещё раз перечитаю «Имя розы».
Это – великая книга!
Это – книга-энциклопедия!
Просто диву даёшься, насколько невероятно много информации сумел вложить в роман автор. Каким же нужно быть эрудитом! И при этом ведь написано настолько интересно, захватывающе, просто невозможно оторваться!
Хочу для дальнейших моих рассуждений условно разделить неделимое: форму и содержание романа.
По форме это вроде как исторический детектив. Здесь настолько захватывающий сюжет, настолько интересно описаны события, что это уже само по себе интересно.
Что же касается информативной составляющей романа, то равных ему вообще не так много вышло в форме художественного произведения! Это кладезь сведений о европейском Средневековье!
При этом следует подчеркнуть, что роман написан до эры интернета! Информация, которую приводит автор – от его личных знаний, от его домашней библиотеки, а не надёрганная из информационной всемирной Сети!
Как это совместить – чрезвычайно увлекательно написанное развитие действия и глубоко философское и историческое наполнение?! Ну не знаю я других таких авторов – хотя и столько уже прочитал!..
Да, в какие-то моменты автора чуточку заносит. Например, при описании сна Адсона, или, скажем, украшений в церкви… Но это буквально парочка фрагментов!
В целом – изумительная книга.
Только благодаря ей я сейчас различаю францисканцев и бенедиктинцев, заинтересовался личностью великого учёного Средневековья Роджера (Рогира) Бэкона, в должной степени осознал первопричину религиозных европейских войн и невероятного изобилия течений внутри католической церкви, вообще смог хоть как-то понять психологию человека той поры…
А какой пантеон образов создал автор!.. Мудрый философ, опередивший своё время отец Вильгельм, наивный, только постигающий многосложность жизни Адсон, самовлюблённый надутый Аббон, симпатичный травник Северин, снедаемый изнутри с трудом усмиряемыми страстями Малахия, недалёкий Сальватор, вроде как добрый, но с жутким прошлым… Ну и конечно же злодей Хорхе, который, вполне возможно, остался бы просто широко эрудированным библиотекарем, а затем аббатом, если бы не сломившая его слепота…
Здесь что ни действующее лицо, то личность, которую ни с кем не перепутаешь, и никогда не забудешь. Безымянная девушка появляется всего-то три раза. А вот попробуй выкинуть её потом из воспоминаний, нет-нет, да и вернёшься мыслями к костру, на который её возвели, по сути, толкнувшие во грех монахи. А инквизитора Бернара – как его забыть! Человек честный, беззаветно служащий Церкви, не знающий в своей вере сомнений и жалости…
Да что там!..
Мне книгу подарили в 1994 году, на день рождения. И с тех пор это одна из моих любимейших книг.
Хотя я так и не понял, почему же она называется «Имя розы».
Умберто Эко умер. Но его имя не будет забыто никогда. Гарантия этому – «Имя розы».
Когда у меня спрашивают о любимой книге, «Имя розы» я всегда называю в числе первых.
Да, и ещё. Есть ведь фильм “Имя розы”. Отца Вильгельма там играет, как всегда великолепно, Шон Коннери. Фильм неплох. Но он не в силах передать всю глубину книги. Именно книгу нужно читать и перечитывать!
Да, книга великолепная, одна из лучших в мировой истории. Но заметил, что арабский мир автор все-таки не очень хорошо знал, при высочайшей эрудиции в области европейской истории. Вообще, об этой книге можно говорить часами. Я прочитал её по совету Николая Александровича. Теперь мне видны в ней традиции английского детективного романа, например, чувствуется связь с сюжетом романа Агаты Кристи “10 негритят”. Умберто Эко полемизирует с Кристи. У Кристи убийства происходят по заранее подготовленному плану, чётко, без сучка и задоринки, у убийцы всегда всё получается, он остаётся незамеченным в любой ситуации. У Эко видим ряд случайных обстоятельств, запутывающих ход следствия. В начале романа Вильгельм Баскервильский утверждает, что в мире есть порядок и закономерности, благодаря которым можно раскрывать преступления и даже предупреждать их. Такого же мнения придерживается герой Конан Дойля Шерлок Холмс. В конце романа Вильгельм обнаруживает, что мир лишён порядка и находится скорее во власти вероятностей и вариации возможных событий. Великий роман. Больше, чем детектив.