3.

Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=44025

А если вспомнить другую грандиозную диверсию, которую полугодом ранее совершил на белорусской станции Осиповичи подрывник Фёдор Крылович… Отважный патриот пронёс на станцию магнитные мины и установил их на вражеский эшелон. В результате взрыва было уничтожено (как ни трудно в это поверить): четыре эшелона с военной техникой, в частности, несколько танков «тигр» и «пантера», 63 вагона с боеприпасами, три десятка цистерн с топливом и другими нефтепродуктами, и 12 – с продовольствием, станционным строениям и оборудованию нанесён грандиозный ущерб, повреждены рельсовые пути, весь железнодорожный узел надолго вышел из строя. Кому интересно, найдите на карте Осиповичи, и убедитесь, что отсюда – прямой путь к Курской дуге.

К тому же, когда начали рваться снаряды, разбежалась охрана расположенного поблизости лагеря для военнопленных, в результате чего освободившиеся узники все ушли к партизанам.

Между тем, важно отметить, что эта диверсия осуществлена в ночь на 30 июля 1943 года, в период, когда на Курской дуге у гитлеровцев каждый танк, тем более тяжёлый, был на счету, когда каждая тонна горючего тут же расходовалась, когда каждый снаряд или авиабомба отправлялась на боевые позиции прямо с колёс!..

Так что же наш условный сотрудник наградного отдела?.. Несколько партизанских руководителей за столь грандиозную операцию удостоены звания Героев Советского Союза (ни больше, как говорится, ни меньше). Что же касается собственно исполнителя, Фёдор Крылович награждён медалью «Партизану Отечественной войны» – при всём уважении к данной награде, как-то всё же несопоставимо подвигу. И лишь в 1949 году лично Кирилл Мазуров, сам бывший партизан, а в ту пору только набиравший силу партийный работник, выхлопотал для ветерана орден Ленина.

Увы, список можно продолжить.

Вспомним Николая Лошакова, советского лётчика, который вместе с другим пленным, Иваном Денисюком, в декабре 1943 года улетели с гитлеровского аэродрома на самолёте люфтваффе, и добрались на подбитой машине до своих. И их тут же посадили – они же побывали в плену; и ни у кого из ведших их «дела» сотрудников «Смерш» не хватило совести или мужества поставить вопрос о том, чтобы вывести беглецов из-под действия законодательства о побывавших в плену.

Даже куда более известный лётчик Михаил Девятаев, который на самолёте вывез из плена девятерых товарищей по несчастью, и при этом доставил советскому командованию ценнейшие сведения о ракетной программе рейха, даже он получил звезду Героя уже значительно после войны, по личному ходатайству Сергея Павловича Королёва…

…На днях под одной из моих публикаций некий комментатор оставил реплику: мол, советская идеология гноила людей в лагерях… Я ответил на это, что советская идеология сама по себе декларировала самые прекрасные гуманистические принципы; что идеология не направляет никого в лагеря, это делают люди.

Так вот получилось, что я хотел рассказать о подвиге замечательного советского человека, о подвиге, которому исполнился юбилей, а получилось, что поведал о том, как представители чиновничьего племени обходили с наградами рядовых героев, у которых в биографии отыскивалось некое, даже незначительное, пятнышко, или за которых попросту некому похлопотать.

Помните историю о том, как взорвали гитлеровского наместника в Белоруссии фон Кубе?.. Та история проводилась под руководством больших чинов, и сразу стала известной лично Сталину. И в результате все её участники тут же получили соответствующие награды. Хотя и тут имелись в биографиях некоторые пятнышки, за которых при других обстоятельствах вполне мог бы уцепиться тот самый абстрактный чиновник из наградного отдела; но тут изначально имелась высшая государственная санкция…

Ну и в завершение.

Не скрываю, что я был и остаюсь за Советскую власть, считал и считаю себя советским офицером, пусть и отставным. И если я пишу о случаях отечественной истории, которые считаю некрасивыми, моё недовольство направлено не на собственно идеологическую систему, а на то свойство той системы, которая позволяла пробираться на ключевые должности тех самых «осторожных людей» из мудрой и многозначительной сказки Горького, с упоминания о котором я и начал свою публикацию.

.

Ещё о Фёдоре Крыловиче: https://starodymov.ru/?p=38727

О непростых взаимоотношениях в партизанском руководстве: https://starodymov.ru/?p=41654

Михаил Девятаев: http://starodymov.ru/?p=32483

О гуманизме социализма: http://starodymov.ru/?p=33078

Советская прокуратура в годы войны: http://starodymov.ru/?p=39914

Казнь фон Кубе: http://starodymov.ru/?p=38428