2.

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=43576

По светским меркам, жизнь генерала складывалась удачно: отличная карьера, хорошая семья, кроме того, что немаловажно, он был вхож в царский дворец. Но все меняется в одночасье. Умирает Анна Николаевна. Алексей Алексеевич тяжело переживал утрату. Исходатайствовав новое назначение, он уехал командиром 14-го армейского корпуса, который находился на западной границе, в Царстве Польском, под городом Люблином. Вскоре последовал высочайший приказ о производстве А.А. Брусилова в генерал-лейтенанты.

Прибыв в войска, он первым делом изменил подготовку войск, в частности, ввел военно-научную подготовку офицерского состава, а рядовому составу начали преподавать основы тактики современного боя: ведение ночного боя, неожиданный маневр во фланг и тыл противника, наступление, поддерживаемое огнем артиллерии с закрытых позиций. Как и великий русский полководец А. В. Суворов, Алексей Алексеевич ставил во главу угла инициативу, сознательное отношение к воинскому долгу. Чтобы лучше ознакомиться с ситуацией во вверенных ему частях, зачастую он лично присутствовал не только на полковых учениях, но и на ротных, что для командира такого ранга было совсем редкостью. В итоге за сравнительно короткий срок боевая подготовка корпуса заметно улучшилась.

В конце 1910 года Алексей Алексеевич повторно женился, предложив руку и сердце Надежде Владимировне Желиховской, с которой познакомился еще на Кавказе, будучи ротмистром. С ее сводным братом он участвовал в турецкой кампании.

15 мая 1912 года генерал А.А. Брусилов был назначен помощником командующего войсками Варшавского военного округа. Его поразило, что на всех ключевых постах варшавской высшей администрации были только немцы. А генерал-губернатор Скалон открыто придерживался германской ориентации, находился в самых дружественных отношениях с немецким консулом в Варшаве, обсуждая с ним все вопросы, и очень плохо руководил вверенным ему Варшавским округом.

Генерал А.А. Брусилов, как человек преданный делу, своего отрицательного отношения к действиям генерал-губернатора и его окружения скрывать не стал. Он написал письмо на имя военного министра В.А. Сухомлинова, в котором сообщил о сложившейся ситуации в округе. В ответ ему пообещали перевод в другой военный округ. В декабре 1912 года Алексей Алексеевич получил высший военный чин в России того времени – он был произведен в полные генералы. 15 августа 1913 года его назначили командиром 12-го армейского корпуса в Киевском округе. Это, конечно же, не было повышением по службе, но генерал отнесся к назначению с огромной радостью.

Это соединение было одним из лучших, крупнейших в русской армии по численности и огневой мощи. Как и на прежних своих постах, А.А. Брусилов глубоко вникал в вопросы подготовки вверенных ему частей и соединений. В апреле 1914 года в Киеве была проведена крупнейшая перед войной штабная военная игра. В присутствии узкого круга высших военных разыгрывалась на карте будущая война с Германией и Австро-Венгрией. Эта игра, проведенная на основании раздобытых российской военной разведкой стратегических планов развертывания австрийских войск против России, выявила немало слабых мест в планах русского военного командования. Но, к сожалению, они не были учтены…

С началом Великой войны, как тогда называли Первую мировую, при мобилизации А.А. Брусилов вступил в командование 8-й армией Юго-Западного фронта, сформированной из двух корпусов Киевского и двух корпусов Одесского военных округов. Это назначение, признавался Алексей Алексеевич в своих мемуарах, было для него сюрпризом очень приятным. «Я не честолюбив, – писал он, – ничего личного для себя не домогался, но, посвятив всю свою жизнь военному делу и изучая это сложное дело беспрерывно в течение всей жизни, вкладывая всю свою душу в подготовку войск к войне, я хотел проверить себя, свои знания, свои мечты и упования в более широком масштабе».

Уже в первые месяцы он показал, что австро-венгерская разведка жестоко заблуждалась на его счет, охарактеризовав в одном из донесений верховному командованию как недалекого генерала, который «едва ли может справиться с должностью командира корпуса». Его армия занимала южный фланг фронта от румынской границы до Проскурова. 5 августа, буквально на второй день после того, как плохо подготовленные армии Северо-Западного фронта под командованием генералов А.В. Самсонова и П.К. Ренненкампфа вторглись в Восточную Пруссию, внимая отчаянным крикам французов о помощи, А.А. Брусилов тоже начал наступательные действия, только куда более успешные. Быстро перейдя реку Сбручь, служившую государственной границей, войска 8-й армии сломили сопротивление австрийцев и стремительно выдвинулись к рекам Золотая Липа и Гнилая Липа, где и состоялось, как написал Алексей Алексеевич, первое для него сражение. В нужные моменты использовав пехотные и артиллерийские резервы и применив обходной маневр, он выиграл это крупное столкновение с врагом. Для военачальника, который не имел военного академического образования, это был первый экзамен в боевой, быстро менявшейся обстановке. И он его достойно выдержал.

В результате успешных действий войск А.А. Брусилова 8-я и 3-я армии соединились и двинулись на Львов, причем столь стремительно, что противник, опасаясь окружения, оставил город. Овладели они и Галичем, открыв путь для дальнейшего продвижения русских войск. Так победоносно завершилась Галич-Львовская операция левого крыла Юго-Западного фронта – составная часть Галицийской битвы, одной из крупнейших в Первой мировой войне. Заслуги Брусилова были отмечены орденами Святого Георгия 4-й и 3-й степени – высшими боевыми наградами России.

Однако в мае 1915 года неприятель нанес удар по правому флангу Юго-Западного фронта, и 8-й армии пришлось отступать с тяжелыми боями. К чести командующего, что она отходила организованно, под прикрытием сильных арьергардов. Кроме того, впервые в мировой практике в больших масштабах брусиловцы применили разрушение мостов, паромных переправ, железнодорожного полотна и других транспортных объектов на пути врага, что значительно снизило темп его наступления. К тому же захватили много пленных и даже провели контрудар, на время вернув Луцк и удержав Ровно.

Алексей Алексеевич активно использовал приемы, которым учил подчиненных в мирное время: широкий маневр, выход во фланг и тыл противника, настойчивое движение вперед, а также изменения тактики, диктуемые боевой обстановкой, – переход к жесткой обороне, организованное отступление. В результате 8-я армия показала на деле умение действовать в любой ситуации. Командарм проявлял и подлинно суворовскую заботу о солдатах, снискавшую ему большую популярность в войсках. Характерен его приказ от 6 декабря 1914 года «Об обеспечении войск горячей пищей», где подчеркивалось: «Те начальники, у которых солдат голоден, должны быть немедленно отрешены от занимаемых ими должностей». И подобных распоряжений военачальник отдал немало.

Успехи А.А. Брусилова вызвали всплеск зависти к нему Петербурге. В начале 1915 года его пожаловали званием генерал-адъютанта. Но, как сказал сам царь, оно было дано ему не за боевые заслуги, а, оказывается, «за высочайшее посещение» 8-й армии и хороший обед в штабе. Газеты ничего не написали о его повышении, зато по столице ходили нелепые сплетни. Супруга писала ему: «В тылу я слышу и вижу многое, о чем ты понятия не имеешь; многие распоясались окончательно и в штабах иначе, как «выскочка» и «берейтор», тебя не называют. Как же, без академии, без протекции достиг такого положения». Алексей Алексеевич старался быть выше кляуз и интриг, хотя они его очень огорчали.

17 марта 1916 года он был назначен командующим Юго-Западным фронтом вместо смещенного генерала Н.И. Иванова. В то время союзники России – французы, англичане и итальянцы – оказались в тяжелом положении, и они умоляли русских активизировать свои действия на Восточном фронте, чтобы отвлечь с западного участка войны силы противника.

.

Начало Первой мировой войны и разгром русских армий в Восточной Пруссии: https://starodymov.ru/?p=30392

Немного о тыловых завистниках: https://starodymov.ru/?p=37439