29 июля 1963 года – первый полёт самолёта Ту-134.
Яркий и наглядный пример того, что советская промышленность выпускала не только калоши для Африки.
Великолепный самолёт. Всего выпущено около 900 машин разной модификации – весьма неплохой показатель; и покупали эту «тушку» авиакомпании других стран. К слову, известно, что в Америке каждому нашему самолёту давали жаргонное прозвище; так вот, Ту-134 известен за океаном как «Хрипатый».
Из эксплуатации последний аэроплан этой модели выведен буквально пару лет назад – он использовался якутской компанией «Алроса». Правда, несколько единиц остаётся в эксплуатации при Минобороны… Так что хорошие калоши делали в СССР – до сих пор в эксплуатации!.. Как писал замечательный мастер афоризма Грибоедов, «Вы, нынешние, ну-т-ка!»…
Разработали Ту-134 специально для эксплуатация на ближних и среднемагистральных линиях внутри страны. Однако самолёт оказался настолько удачным, отвечавшим всем требованиям международных норм, что долгое время летал в основном за границу; ну и буквально на двух внутренних линиях (из Москвы в Ленинград и в Киев).
Но потом случилась беда: разбился пассажирский турбовинтовой Ан-10; комиссия выявила в машинах этой модели серьёзные конструкторские ошибки, и их сняли с эксплуатации. Образовавшуюся нишу срочно требовалось закрыть, и тут весьма кстати пришёлся Ту-134.
Главным конструктором этой модели стал Леонид Селяков, удостоенный за неё Ленинской премии, а также ордена Ленина. Я прочитал биографию этого авиаконструктора, и подосадовал: на слуху у нас с пяток корифеев этой отрасли отечественной конструкторской мысли, а сколько же ещё достойных людей остаётся вне нашего внимания.
Леонид Леонидович имел всего семь классов образования, а со временем достиг каких высот в области создания летательных аппаратов! Первый самолёт, в строительстве которого он принимал участие, стал знаменитый «Максим Горький»; следующий – не менее знаменитый ТБ-7. Затем он работал в КБ Мясищева, Петлякова, Туполева, Яковлева, Челомея…
Самолёт Ту-134 зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, не случайно его списанные экземпляры стоят во многих городах и аэропортах в качестве памятников советской авиационной промышленности. В зависимости от модификации он брал на борт до 80 пассажиров и перевозил их в весьма комфортных условиях на расстояние от двух до трёх тыс. км.
Мне доводилось летать на этом самолёте, в частности, из Ашхабада в Ташкент; в результате того полёта я познакомился со своими родственниками, проживавшими в столице Туркменистана…
Ну и приходится отметить…
Сколь ни удачным оказался самолёт, а только и он не обошёлся без катастроф – полный список их имеется в вики. Всего разбилось и потерпели аварии, в результате которых не подлежали восстановлению, 75 самолётов этой модели. Несколько самолётов уничтожено в результате боевых действий и вооружённых конфликтов. В результате погибли около полутора тысяч человек. Кроме того, примерно тридцать раз его пытались угнать…
.
О советских «калошах»: http://starodymov.ru/?p=36575
Ещё о Ту-134: http://starodymov.ru/?p=29781
Мясищев: http://starodymov.ru/?p=39518
Петляков: http://starodymov.ru/?p=37914
Туполев и авиация советской поры: http://starodymov.ru/?p=42058
Яковлев: http://starodymov.ru/?p=42241
Челомей: http://starodymov.ru/?p=37233
К записи "Мой календарь. Шедевр советского авиапрома Ту-134: к 60-летию со дня первого полёта" пока нет комментариев