19 апреля 1971 года – запуск советской космическое орбитальной станции «Салют».

Первой в мире!

Именно это событие стало стартовым в эпохе долгосрочных орбитальных космических станций всего человечества.

Это сегодня для нас очевидно, что орбитальная станция со сменными экипажами – это разумно и эффективно. Но ведь эта идея должна была кому-то первому прийти в голову.

Помню, в детстве читал в фантастических романах о строительстве таких станций – «Звезда КЭЦ», например. И помню на обложке журнала («Техника – молодёжи», если не ошибаюсь) рисунок – космонавт в безвоздушном пространстве сваривает элементы исполинской конструкции…

Но одно дело – фантастика, даже научная, и другое – как идеи воплотить на практике?..

Решение в середине 60-х годов предложил Владимир Челомей – преемник Николая Поликарпова на посту руководителя одного из конструкторских бюро, проектировавших т.н. самолёты-снаряды, т.е. ракеты.

Следует отметить такой факт. Это сегодня мы послевоенную историю отечественной дороги в космос видим прямой и последовательной. Мол, осознали Сталин, Берия и их окружение, что погорячились, выпустили Сергея Павловича Королёва из «шарашки», съездил он в Пенемюнде, собрал он вокруг себя лучших специалистов, которые и обеспечили космический триумф Страны Советов. На деле всё происходило куда сложнее…

Ракетными программами занимались несколько коллективов. И они конкурировали между собой; и порой это соперничество принимало некрасивые с точки зрения морали формы. Какие-то решения, как показало будущее, если судить с государственных позиций, пошли на пользу; какие-то – во вред… Хотя, по большому счёту, всё относительно…

Короче говоря, Владимир Челомей предложил проект программы «Салют»; тем более, наработки у него уже имелись. Суть – та, о которой уже говорилось. На орбиту выводится долговременная станция, на которую отправляются сменные экипажи. По мере надобности, по замыслу конструктора, станцию можно доукомплектовывать, а затем и наращивать за счёт новых блоков.

Проект поддержал в первую очередь Маршал Советского Союза Дмитрий Устинов, а затем, с его подачи, и Политбюро. Однако государственное руководство решило, что для осуществления замысла требуется объединить ресурсы – что творческие, что материальные – в руках одного Генерального конструктора… И реализовать проект поручили Сергею Королёву, которому те самые наработки велено передать. Челомей назвал это пиратским набегом…

На мой взгляд, от объединения государство вроде как выиграло. А самолюбие отдельных граждан – стоит ли на него обращать внимание?..

Однако эффект получился краткосрочный.

Ранняя смерть Королёва и сомнительная деятельность его преемника Василия Мишина привели к снижению эффективности реализации космических программ. Вот и задумаешься поневоле: а если бы реализовать собственную идею доверили Челомею, кто знает, как развивалась бы наша космическая отрасль…

Если бы…

Всего семейство станций «Салют» насчитывало 15 объектов. Не все пуски получились удачными, не все аппараты справились с задачами… Как ни говори, а путь в неведомое, как правило, устилают тернии, в то время как звёзды маячат где-то в неведомой дали – да и то неведомо, реальные ли они, или только мираж…

Однако именно «салюты», под каким бы наименованием они ни стартовали, стали прообразом нынешней Международной космической станции. Именно на тех, ещё примитивных, с точки зрения сегодняшней техники, отрабатывались задачи, в первую очередь технические, позволившие сконструировать МКС, и дающие основания для уверенности, что это направление в исследовании межзвёздного пространства будет развиваться и впредь.

Так что эпохе орбитальных станций сегодня – полвека!

.

Советская фантастика: http://starodymov.ru/?p=32035

Сергей Королёв (помним о нём!): http://starodymov.ru/?p=37217

Пенемюнде: http://starodymov.ru/?p=32483

Последний полёт «Салюта»: http://starodymov.ru/?p=36598

Василий Мишин: http://starodymov.ru/?p=35685

МКС (запись от 23 декабря): http://starodymov.ru/?p=20222