14 июля 1903 года – начало эксплуатации Транссиба.

То, что железнодорожная магистраль от Европейской части России до Дальнего Востока попросту необходима, не вызывает сомнения. Впервые вопрос об этом поднимался ещё в 1872 году – именно тогда начались изыскания по вопросу, по какому направлению магистраль тянуть. Потом проект отложили – из-за нехватки денег; да оно и в самом деле проект не из дешёвых. И вернулись к нему в 1890 году, когда Александр III подписал соответствующий Высочайший Указ. На основании этого документа министр путей сообщения империи Адольф Гюббенет подготовил и представил проект будущей трассы, который государь и утвердил в марте 1891 года. Начальной точкой магистрали стал Челябинск. А высочайшим куратором стройки назначался цесаревич Николай Александрович.

По предварительным прикидкам стоимость дороги оценивалась в 350 млн. золотых рублей; в реальности она обошлась в полтора миллиарда. Правда, в эту конечную сумму включены также затраты на возведение будущих дополнительных веток: Кругобайкальская дорога, а также линия, которую пришлось строить на Хабаровск и Владивосток вдоль границы как альтернативу КВЖД. Следует подчеркнуть, что строительство велось исключительно на национальные средства, без привлечения иностранного капитала.

Первоначально на строительстве задействовалось около десяти тыс. рабочих, а в период наиболее активного строительства это число доходило до 80 тыс.

Темпы строительства производят впечатление: 650 км в год. Уложено 12 млн. штук шпал, миллион тонн рельсов. Общая длина мостов через реки и ущелья, а также пробитых в скалах тоннелей превысила сто километров.

Впоследствии дорога постепенно достраивалась, претерпевала развитие и реконструкции. Прокладывалась вторая колея, строились обводы, уже в наше время завершилась электрификация всей магистрали.

Вспомним и магистрали-дублёре Транссиба – о Байкало-Амурской магистрали. Это уже на нашей памяти.

Исторически Транссибом именовалась железнодорожная трасса от Урала до Владивостока – примерно 7000 км. Сегодня это имя носит магистраль от вокзала Москва-Ярославская до того же Владивостока – 9288 км. Хотя реально трасса чуть длиннее – доходит до Восточного порта.

В период «великих строек» её пытались продлить тоннелем до Сахалина, однако со смертью Сталина от авантюры отказались. Однако и без того это самая протяжённая в мире магистраль. К тому же, как уже говорилось, электрифицированная на всём протяжении – это завершилось уже в новейшее время, в 2002 году.

Серьёзным препятствием в географическом (а точнее, в инженерном) отношении стал при строительстве Байкал. Поначалу переправа осуществлялась паромами. Однако Русско-японская война показала неэффективность этого варианта, и была построена Кругобайкальская ветка.

Транссиб стал важнейшей транспортной артерией, которая связывает не только Москву с российским Дальним Востоком, но и имеет грандиозное международное значение. Некоторое время по магистрали проходил самый протяжённый в мире пассажирский маршрут – Харьков–Владивосток. Некоторое время здесь курсировали прицепные вагоны Киев-Владивосток и Москва–Ханой.

Предпринятая до нынешних событий попытка наших незалежных соседей найти для пути в Поднебесную альтернативный вариант (Чёрное море – Закавказье – Каспий – Центральная Азия – Китай) наглядно показал его несостоятельность. Путь из Европы в Китай и Японию по Транссибу в два раза короче, чем через Суэцкий канал – это объективный факт. Так что надеюсь, что когда просветление снизойдёт на головы нашим геополитикам-стратегам, Транссиб сможет вернуть себе былую славу величайшей транспортной артерии Евразии.

…А вообще немного странное чувство испытываешь, когда смотришь на магистраль в Забайкалье… Знаешь: вот в эту сторону эти рельсы тянутся до Тихого океана, а вот в эту – до Атлантического…

Есть чем гордиться в России, друзья мои! Ведь правда?..

.

Ещё о Транссибе: https://starodymov.ru/?p=36905

Кругобойкальская дорога: https://starodymov.ru/?p=42772

КВЖД: https://starodymov.ru/?p=31216

БАМ: https://starodymov.ru/?p=30841

Мой визит к Читу: https://starodymov.ru/?p=19557

Мой визит в Красноярск: https://starodymov.ru/?p=16041

Николай Муравьёв-Амурский первым предложил построить Амурскую железную дорогу: https://starodymov.ru/?p=39210