ДОРОГИ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Вообще наша поездка задумывалась как череда встреч с читателями населённых пунктов, которые в обиходе называют «глубинкой». Оно, конечно, галопом по Европам и сам мало что разглядишь, и себя слабовато покажешь, однако что ж поделать, коль время нам выдалось такое торопливое. За четверо суток мы проехали полторы тысячи километров, и у нас состоялось десятка полтора официальных встреч, не считая того, что мы просто общались со множеством людей – не будет преувеличением сказать, что счёт идёт на многие сотни.

Выехали мы из Читы утром в понедельник 7 сентября. Направились на запад, в сторону Байкала.

Вот такая загруженность трассы

Мне всегда было любопытно, как выглядит эта трасса – невероятной длины пуповина, которая связывает Европу и Дальний Восток. Я понимал, конечно, что дорога и есть дорога, где бы она ни пролегала. Но как-то сам по себе факт, что стоишь в самой глубине Сибири на тракте, по которому в одну сторону приедешь во Владивосток, а в другую – в Москву, а далее до самого города Парижу!.. Впечатляет как-то.

Что обратило на себя внимание. Дорога довольно хорошая, особенно по российским понятиям. В некоторых местах шёл её ремонт. Причём, делали, на мимолётный взгляд проезжающего, капитально, не дыры латали.

Забайкалье – край рек. Потому по трассе встречается множество мостов и мостиков. Так вот, собственно на трассе несколько мостиков строители возводили практически заново.

Параллельно с автомобильной дорогой тянется дорога железная. Знаменитый Транссиб. Недавно по телевидению передавали, что при прокладке трассы век назад был поставлен абсолютный мировой рекорд скорости строительства. Так ли это, не знаю, быть может, и так. Дело в том, что когда я служил в Туркмении, то же говорили про железнодорожную трассу Красноводск–Ташкент:  мол, там выдерживался самый высокий темп.

Ну, пусть о рекордах спорят сами железнодорожники. А мы просто примем за истину: строили с максимальной скоростью. А там ведь прокладка магистрали – дело непростое: и горы, и многочисленные реки, и вечная мерзлота, и климат резко континентальный… Завершили строительство в 1916 году. Надо ж, как поспели… Выходит, что трасса может служить своеобразным памятником эпохе правления Николая II. Получилось, что «золотой костыль» Транссиба стал символическим гвоздиком в гроб российской монархии. Хотя, конечно, и не претендовал он на таковую роль.

Об этой трассе мне доводилось читать в книгах Владимира Дедлова «Мирные на войне» http://starodymov.ru/?p=933 а также «По России».

Что обращает на себя внимание. Насколько я знаю, по технологии положено, чтобы между движущимися поездами на магистральной трассе расстояние составляло не менее семи минут. Так вот, сколько мы ехали вдоль «железки», эшелоны в обе стороны следовали примерно с таким интервалом. То есть дорога загружена по полной.

Да, поезда разные. Есть бесконечной длины товарняки. Обратил внимание на такой факт. На грузовой платформе, как правило, помещается по три контейнера. А тут видишь, на всей платформе стоит единственный контейнер. И думаешь: это ж какой вес в него требовалось загрузить, что больше ходовая часть выдержать не в силах, какой такой ценности груз, что окупает стоимость аренды всей платформы!

А есть и другой состав, даже смешно смотреть. По маршруту Хилок–Петровск ходит пригородный поезд о единственном вагоне!

Но вернёмся к дороге автомобильной.

На участке, по которому мы проехали, не имелось особых круч и серпантинов. Хотя парочку перевалов преодолели. Причём, как выяснилось, по меньшей мере один из них преодолевал водораздел между бассейнами Амура и Байкала.

Итак, констатируем: федеральная трасса на пройденном участке содержится во вполне пристойном состоянии. Что касается ремонтных работ, то должен подчеркнуть: к этой неизбежности отношусь с пониманием – главное, чтобы сделано оказалось на совесть.

Но вот стоит съехать с трассы – и понимаешь: в России, брат, в России!

Особенно умилила дорога на Красный Чикой. Отдельные участки разбиты донельзя, машину трясёт так, что зубы стучат.

А дальше над горной речкой протянулся подвесной мост, перед въездом на который стоит знак, обозначающий предельный вес транспортного средства в две тонны. И ограничитель по габаритам…

Едешь по мосту, а машина едва вписывается между боковым ограждением. Забавно, конечно…

На встрече с местными жителями наш патриарх Эдуард Анашкин высказался: мол, здесь живут чудесные люди, не испорченные современной цивилизацией… На что я бросил реплику: мол, по такой дороге сюда никакая цивилизация не доберётся.

Здесь же мне рассказали, что есть задумка к посёлку протянуть железнодорожную ветку. И местные жители этого очень не хотят, так как опасаются наплыва посторонних. Я их могу понять.

Всё же коммуникации, как и всё в мире, имеют не только свою парадную сторону.

Что ещё о дорогах?..

Многие населённые пункты края расположены на склонах сопок. Соответственно, улицы в них приспосабливаются к рельефу – очень круты, с перепадами по высоте… По хорошей погоде это ещё ничего, а если мокрый снег, гололёд?.. Наверное, непросто приходится человеку за рулём.

Ну и чтобы закрыть дорожную тему.

Что меня удивило, так это факт, что в крае очень боятся ГАИ. В самом маленьком посёлочке ПДД соблюдают – что пешеходы, что (особенно!!!) водители.

Я помню, как служил в Туркмении, и как у нас в городке Кизыл-Арват относились к ГАИ. Начальник ГАИ был уважаемый и очень богатый человек, с ним можно было полюбовно решить любой вопрос – именно потому он был богатый и уважаемый.

Ладно, собственно о дорогах довольно. Если что по пути вспомню, добавлю.

А пока вернусь к рассказу о том, как мы приехали в городок Хилок.