20 мая 1873 года – день рождения джинсов.

В какой-то книге я прочитал примерно такую фразу. Когда на Страшном суде будут судить Америку, именно джинсы послужат аргументом в пользу смягчения её наказания.

Быть может, и так. Только вот ведь что получится в этом случае: Америка получит послабление за счёт чужих штанов. Ибо у этих наиболее популярных в мире ноговиц слишком много предшественников – оборотистый Левий Страусс только придал им товарный вид и запатентовал. К указанному дню в подобной удобной и практичной одёжке в ряде стран мира ходили уже давно.

Уж сколько раз говорилось, что мало придумать что-то хорошее и полезное – необходимо по этому поводу громко прокукарекать, и зафиксировать этот свой кукарек в соответствующей инстанции: я-де первый!

Итак, предыстория.

Что такое джинсовая ткань?.. Да ничего в ней особенного нет. Её издревле изготавливали из конопляного полотна; впоследствии – из льняного, ну а затем из хлопка. И шла она попервости в основной своей массе на производство парусины; считается, что Колумб на поиски новых земель отправился под парусами из этой ткани – вон ещё когда этот практичный материал впервые попал в Новый Свет. Разумеется, о том, чтобы её окрашивать, речи не шло. Мореходы, оценив прочность ткани, шили из порвавшихся парусов себе штаны и куртки – надёжные и, соответственно, долговечные, как раз для палубы.

Самое прочное полотно для парусов в Западной Европе с XIV века производилась на текстильных фабриках старинного французского города Ним. История этого города очень интересна, у меня есть подготовленный текст о нём – но это просто ремарка. Материал назывался, соответственно, по-французски: de-Nimes или, проще, denim… Ну а британские моряки впоследствии преобразовали слово деним в дженим; ну а отсюда уже и до привычных нам джинсов недалеко.

А вот окрашивать ткань в индиго начали в Генуе – здесь производился самый стойкий на тот период краситель. Где-то в летописях зафиксирован факт, что в 1597 году генуэзские матросы ходили в штанах из крашеной в индиго парусины – читай: почти что в джинсах.

Однако по-настоящему широкое распространение ткань получила, как считают историки, по всей видимости, в XVII столетии. Их неё по всей Европе начали шить простую и удобную одёжку, и повсюду на свой лад.

Но вот в чём тот автор, на реплику которого я сослался в первом абзаце публикации, несомненно прав, так это в том, что истинно прорывное распространение штаны из джинсовой ткани получили именно в Новом Свете; и случилось это в середине XIX столетия.

Дело в том, что настоящее распространение штаны из джинсовой ткани получили у американских ковбоев, а также золотоискателей. Прочные ноговицы, с несколькими карманами, кто-то уже тогда укреплял их заклёпками… Тогда же появились и маленькие кармашки у пояса – у кого-то для часов, а у кого-то для золотых самородков… Вот именно с американских приисков и ранчо началось завоевательное шествие джинсовой моды по белу свету.

Вот тут-то и появился на сцене Лёб Штраус – приехавший на поиски удачи из Европы в Новый Свет представитель торговой семьи. Здесь он стал именоваться Ливей, а затем Леви Страусс.

Как-то в 1853 году он доставил в Сан-Франциско на корабле различные товары для золотоискателей – в тех краях клокотала «золотая лихорадка», не такая романтически раскрученная как на Аляске, но тоже весьма активная. Помимо прочих грузов на продажу, имелся у предпринимателя и некоторый запас парусины. Практичные старатели мгновенно раскупили в первую очередь рабочие инструменты, ещё что-то из предметов первого спроса… А ткань – в общем, в течение некоторого времени она оставалась не особо востребованной.

Вот тут-то свою практическую сметку показал юный коммивояжёр – он отправился к местному портному и заказал пошить из залежалого товара партию штанов; они имели вид комбинезона на плечевых лямках, что вполне естественно для такого рода занятий. Они мгновенно оказались раскупленными! К слову, поначалу эта одёжка так и называлась «комбинезон без верха»…

Нащупав на золотых рудниках персональную золотую жилу, Ливей оперативно организовал пошив штанов и торговлю ими в Сан-Франциско и его окрестностях. Так в 1853 году родилась нынче всемирно известная фирма «Levi Strauss & Co». Одновременно начал искать способы удешевления новоизобретённых штанов… В частности, очень скоро пришёл к выводу, что не конопляное или льняное полотно, а именно недорогое хлопковое деним, в достатке производившееся в южных штатах, является наиболее практичным. Ну и заклёпки – для повышения долговечности. Впоследствии работа по усовершенствованию штанов продолжалась: например, удалили заклёпки с задних карманов, которому что они царапали мебель и седло, а также с гульфика – металл имеет свойство нагреваться от костра, и это его свойство доставляло неудобство вполне определённым и весьма чувствительным мужским органам.

Ну а потом та же практическая сметка подсказала Лёве опасность того, что идею – лежавшую столь откровенно на поверхности! – могут перехватить. И он запатентовал свою продукцию – случилось это ровно полтора столетия назад, 20 мая 1873 года. В первый же год своего существования фирма реализовала 21 тыс. единиц своей продукции по 1 доллару 46 центов штука.

Между прочим, компаньоном у него стал выходец из Российской империи Джейкоб Дэвис (Яков Йофис), еврей из Риги – до объединения со Страуссом он шил палатки для старателей из той же парусины; на чём с Лёвой и сошлись. Вернее, как сошлись!.. Два ушлых оборотистых предпринимателя договорились о финансовом и административном вкладе каждого в предполагаемый совместный проект, а также о разделе территории США, на которой каждый станет реализовать продукцию. (Как тут ни вспомнить «детей лейтенанта Шмидта»!).

Между прочим… Лёва так и остался верным своему детищу и до конца дней своих (до 1902 года) главным образом сосредоточился на производстве и реализации штанов. Джейкоб, оставаясь его верным и надёжным компаньоном, тем не менее заработанные средства вкладывал, например, в строительство Трансамериканской железной дороги, а также в развитие образовательной системы США.

На протяжении долгого времени джинсы так и оставались исключительно рабочей одеждой – простой, удобной, практичной. Однако прошёл век, и в их биографии произошло знаковое событие: в какой-то момент на них обратили свой взор хиппи… И вот с этого момента начался истинный всплеск моды на них. Сторонники движения свободной и всеобщей любви по всему миру раскупали джинсы, и тут же старались придать им ношенный, а то и вовсе неопрятный вид.

…Сейчас модельный ряд джинсов очень широк. Они могут быть любого цвета, даже красными (как у мультяшного Трубадура в «Бременских музыкантах»), «варёнки» моей молодости, а сейчас и вовсе господствует идиотски-нищебродская мода на лохматящиеся прорехи и неопрятное драньё… Можно увидеть джинсы с настолько приспущенным поясом, что над поясом торчат трусы, не всегда подходящего для созерцания кроя, а то и вовсе свисают ягодицы – про «пивной» животик, заботливо прикрывающий пряжку ремня, и говорить не приходится… Целенаправленно женские модели начали выпускать немцы только в 1953 году. Они же стали выпускать и растягивающиеся «резинки»…

Да что там – имя им «легион».

Ну и в завершение… В Советском Союзе любители моды впервые увидели джинсы только в 1957 году, когда на знаменитый Всемирный фестиваль молодёжи и студентов приехало множество запросто одетых зарубежных гостей. Для советской молодёжи заморские штаны мгновенно стали статусными – своеобразным символом западного образа жизни. Их привозили «из-за бугра», их перепродавали (фарцевали) по сумасшедшим ценам… Известен случай, когда таких спекулянтов даже приговорили к расстрелу.

Мои читатели знают, что я был и остаюсь патриотом Советского Союза, считал и считаю, что в советском строе имелось много чего хорошего и полезного. Однако почему наша промышленность не могла наладить производство отечественных джинсов, кроссовок, другой аналогичной продукции массового спроса, не знаю, не понимаю… Плановость экономики должна также иметь какие-то разумные пределы; практика показала, что наш Госплан оказался слишком неповоротливой бюрократической структурой…

И когда говорят, что именно джинсы разрушили Советский Союз – приходится признать, что в этом утверждении некоторая (даже изрядная) доля истины имеется.

Вспоминается фрагмент из сериала «Убойная сила», где эмигрант из СССР делится воспоминаниями о том, по какой причине он оказался на чужбине: будучи «цеховиком», он наладил в Одессе (где же ещё?) незаконное производство джинсов, за что едва не угодил за решётку. Запоминающийся фрагмент, к тому же показательный, хорошо и образно сыгранный.

…Итак, с юбилеем, джинсы! Нет сомнения, что мода на них не пройдёт никогда; и даже в какой-то момент пригаснет, непременно со временем вновь проклюнется.

.

Немного о моде: https://starodymov.ru/?p=27850

Колумб и его путешествие: https://starodymov.ru/?p=40737

Город Ним: http://starodymov.ru/?p=34396

Главное – первым запатентовать: http://starodymov.ru/?p=40875

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов: http://starodymov.ru/?p=38488

Неповоротливость Госплана: http://starodymov.ru/?p=42924

Мысли о смертных приговорах: http://starodymov.ru/?p=31092

Сериал «Убойная сила»: http://starodymov.ru/?p=42950

Ну и Советском Союзе мысли, коль уж речь зашла: http://starodymov.ru/?p=42201