6 сентября 1652 года – состоялась свадьба

Тимофея Хмельницкого и Розанды Лупу,

сына казацкого гетмана, и молдавской княжны.

Там настолько сильно закрученный сюжет, такие кипения страстей!..

Однако, прежде чем перейти непосредственно к рассказу, хочу оговорить один момент. Вокруг этой свадьбы, и вообще событий, с ней связанных, наворочено много чего – и относительно достоверных фактов, и откровенно надуманных легенд. Вполне понятно, что сегодня о событиях, случившихся 370 лет назад, можно судить только по источникам той поры, причём, источникам не всегда объективным. Оставили-то воспоминания люди, по-разному относившиеся к участникам событий; что же касается информационных войн, они клокотали уже и в те поры, пусть и в масштабах меньших… Опорочить идеологического противника – так было всегда.

А потому признаю, что кто-то по поводу самой свадьбы и оценок исторических персоналий может придерживаться другой точки зрения.

В то же время думаю, что по поводу второй моей предварительной реплики разногласий не возникнет. Каждый из участников той драмы следовал своей логике, которая казалась ему вполне обоснованной. Однако в мире людей законы формальной логики срабатывают далеко не всегда… Ни одно решение ни одного персонажа этой истории не привело к результатам, на которые они рассчитывали, включаясь в интригу; всё завершилось чередой трагедий и тысячами смертей.

Персонажей и событий в публикацию напрашивается множество, но постараюсь изложить историю предельно кратко, но максимально интересно.

Итак…

Независимое Молдавское княжество образовалось в 1365 году в результате длительной череды региональных войн. Первым правителем новорождённого государства стал Богдан I или, иначе, Богданско. Впоследствии за владычество над княжеством ещё неоднократно затевались войны, однако до поры до времени оно сохраняло свою независимость. Впрочем, независимость относительную и непостоянную; к тому же страну регулярно сотрясали гражданские межклановые войны претендентов на княжескую корону…

Не обладавшее достаточно мощным военным потенциалом, открытое со всех сторон православное княжество в 1538 году оказалось в вассальной зависимости от Османской империи. Теперь господарей Молдавии назначал султан. За этот титул (соответственно, и за право собирать для Константинополя налоги) кто только ни боролся, какие только средства для этого ни использовали!.. Взятки, доносы, дворцовые перевороты, вооружённые вторжения, и снова взятки… Султана и его двор такая ситуация вполне устраивала – пока далеко на периферии вассалы друг с другом борются за власть, чего ж их опасаться! Пока промеж собой не договорятся – верховная власть может чувствовать себя спокойно.

Как водится, на протяжении веков в кресле правителя оказывались разные люди. И действительно выдающиеся правители (Стефан III Великий – наиболее известный из них), и откровенные авантюристы (Иван Подкова, например), или вовсе уж проходные персонажи, оставшиеся в хрониках только через запятую.

Для нас важно то, что в 1634 году молдавским господарем стал Василий Лупу (Василь Лупул) – вельможа албанско-болгарских корней, возвысившийся и вскарабкавшийся на престол, как и большинство его предшественников, путём взяток и интриг.

Справедливости ради следует отметить, что правителем княжества он оказался далеко не худшим – его вклад в культурное развитие края невозможно не оценить по достоинству.

Главная, на мой взгляд, заслуга Лупу перед историей Молдавии заключается в том, что он ввёл в стране молдавский язык в качестве государственного. Кроме того, в бытность его господарем в Молдавии построено несколько православных храмов, в том числе в Яссах (в ту пору столица княжества) возведён великолепный Собор Трёх Святителей, в росписи которого принимали участие художники из Москвы. При Соборе создал первую школу по образцу Киевской коллегии; помощь в решении задачи оказывал знаменитый украинский общественный деятель Пётр Могила. А также сохранившийся по сей день собор св. Дмитрия в Оргееве (Бессарабия). Василий открыл первую в стране типографию, в которой вышло несколько книг, в том числе первый в Молдавии свод законов…

Любой правитель государства, расположенного на стыке разных миров, вынужден лавировать между ними. Не умеешь – сметут!..

Василий Лупу лавировать умел. Во всяком случае, до поры до времени ему это удавалось.

Будучи в вассальной зависимости от Константинополя, Василий по требованию султана отправил отряд в помощь турецкой группировке, отбивавшей у казаков Азов («азовское сидение»). Но при этом информировал московского царя о ходе этой боевой операции, равно как и вообще о ситуации в регионе. При дворе господаря некоторое время проживал знаменитый московский дипломат Афанасий Ордин-Нащокин. Когда в Яссах появился беглый авантюрист по имени Симеон, выдававший себя за сына покойного Василия Шуйского, выдал его русским посланникам…

Поддерживал он контакты и с другими соседними государствами и народами: с Крымской ордой, с Левобережной Украиной, с Запорожской Сечью, с Польшей, с Валахией и Трансильванией… С кем-то в какой-то момент воевал, с кем-то заключал союзы, кому-то в чём-то уступал…

А ещё ему приходилось всё время учитывать то обстоятельство, что молдавское боярство вполне закономерно тяготело к польской и султанской знати, в то время как крестьянство – к казачеству и гайдукам…

Как уже говорилось, Василий Лупу взошёл на княжеский престол по воле султана. И прекрасно понимал, что тот же султан может легко и просто сместить его, назначив другого правителя. Конечно, Василию хотелось укрепления своих позиций. Другими словами, он счёл, что неплохо бы обзавестись достаточно могучим и надёжным союзником.

Вот тут на арене и появился украинский гетман Зиновий Богдан Хмельницкий. Который также нуждался в союзниках в борьбе против ляхов – история о том, как и почему он поднял восстание, широко известна и не стану на ней останавливаться. Он и предложил молдавскому господарю создать военно-политический союз, скрепив его союзом династическим.

Тут ведь вот что нужно учесть. Гетманская должность оставалась выборной. Хмельницкий же вполне объяснимо стремился сделать её пожизненной и наследственной, закрепив за своими потомками. Однако просто так вековую традицию не порушишь, требовалось сформировать некий обоснованный для того повод. Таким поводом мог стать брак сына с законной представительницей монархического рода; если за претендентом на гетманскую булаву окажется сила соседнего государства – кто ж посмеет это право оспаривать?..

И вот в Яссы отправился посланец Хмельницкого с предложением: у вас-де имеется принцесса невеста по имени Розанда (Роксана), а у нас гетманыч-жених Тимофей, так не сыграть ли нам свадебку?..

А вот дальнейшие события различные источники преподносят нам по-разному. По одной из версий, с аналогичным предложением в Яссы примерно в ту же пору прибыли и послы польского коронного гетмана Мартына Калиновского, который просил руки дочери Василия Лупу для своего сына – Самуила Ежи.

К теме публикации данный факт прямого отношения не имеет, а потому я только упомяну о нём, без комментариев. Дело в том, что старшая дочь Василия, Мария, была замужем за Янушем Радзивиллом, знаменитым великим гетманом Литовским. Так что новый зять молдавского господаря становился свояком столь известного виленского воителя… Вряд ли эту перспективу не имели в виду потенциальные женихи, или, скорее, их отцы.

Господарь оказался в замешательстве: ни одному ни другому отказать он не решался – заиметь во врагах любого из них не хотелось.

И тогда Василий принял поистине соломоново решение: дал обоим претендентам согласие – а там будь что будет!..

Оно и получилось – повторю: я излагаю одну из версий происшедшего, не единственную. Претенденты на прелести молдавской княжны сошлись в знаменитой кровопролитной битве при горе Батог. В сражении погибли оба Калиновских – и отец, и сын – и свадебный вопрос решился сам собой в пользу Тимофея.

И вот в Яссы прибыл огромный свадебный поезд украинской знати. Бракосочетание состоялось в первых числах сентября 1652 года. Торжества длились неделю.

Однако праздник получился не слишком удачным. Прежде всего, не сошлись менталитетами женщины – жёны казацких полковников и молдавских бояр принадлежали к разным культурам во всём: в модах, в манере общения, в предпочтениях в спиртных напитках… Современники свидетельствовали, что у них дело едва не дошло до потасовки…

Но это полбеды – скандалы, а то и драки на свадьбах не диковинка. Куда хуже оказалось другое.

С самого начала не сложились взаимоотношения у молодых. Тимофей на свадьбе сидел мрачнее тучи. Причина тривиальна во все времена: молодая оказалась уже не девушкой – вы понимаете, о чём я. Некоторое время назад у неё случился бурный роман с османским вельможей, о чём гетманычу тут же и напели – со сладострастным сочувствием, надо полагать.

Тимофей зарекомендовал себя достойным сыном своего отца: он был не только казаком и военачальником, но и политиком… Что такое династический брак, он понимал. Потому принял случившееся как данность. Правда, вроде как в приступах ревности поколачивал жену, но тут уж – кто знает, насколько это правда, может, и наговаривали недоброжелатели.

Во всяком случае, в походы Тимофей Розанду брал с собой; а уж от любви или из недоверия – бог весть.

…Выше уже говорилось, что трон молдавского господаря не отличался надёжностью. Василий Лупу, выдавая дочь замуж за казачьего гетманыча, не учёл того обстоятельства, что молдавская знать презирает голытьбу, к которой причисляла казачество. Да и османам запорожцы причиняли немало беспокойств… Так что брак не укрепил положение господаря, а вырвал из-под него опору – Василия, не то с разрешения султана, не то по его поручению, свергли.

Вполне понятно, что он бросился за помощью к свату. И на помощь тестю отправился сам Тимофей во главе 12-тысячного войска. Впоследствии к нему присоединились отряды гайдуков – духом им казаки оказались ближе, чем родное боярство. Зато мятежников-бояр поддержали правители соседней Валахии, также вассальной Константинополю.

Поначалу Хмельницкий-младший – опытный военачальник – одержал над противником победу… Но в одном из сражений Тимофей получил ранение, от которого и скончался. После этого казаки заключили перемирие с молдавско-валашским войском и ушли на Украину. Василий Лупу оказался в плену, его отправили в Константинополь, где он и скончался в темнице.

А Молдавию вновь охватило зарево междоусобиц.

Что касается Розанды, то в описании её последующей судьбы вновь имеются разночтения. По одной версии она некоторое время проживала на Украине в семье покойного супруга, потом перебралась в Молдавию. Где во время очередной войны погибла от рук польских солдат, узнавших, что она – вдова и невестка ненавистных Хмельницких. По другой – через несколько лет после трагедии Юрий Хмельницкий, непутёвый младший брат Тимофея, выдал её замуж за своего сподвижника… И они погибли вместе, тоже от рук польских солдат.

В общем, в любой версии её убили поляки.

У Розанды вроде как родилось несколько деток – двое или трое… Но судьба их неизвестна.

Вот такая история свадьбы и её последствий.  Трагическая…

.

Мой визит в Молдавию и немного о Стефане Великом: https://starodymov.ru/?p=22514

О законах формальной логики: https://starodymov.ru/?p=30497

Иван Подкова: https://starodymov.ru/?p=27179

Московские иконописцы: https://starodymov.ru/?p=16553

Василий Шуйский: http://starodymov.ru/?p=34359

Немного о самозванстве в России: http://starodymov.ru/?p=32444

Юрий Хмельницкий: http://starodymov.ru/?p=35447

О сугубо мужском самолюбии и женском прошлом: http://starodymov.ru/?p=31566