ПРОГУЛКА ПО КИШИНЁВУ

Как я уже писал, программа Пушкинских дней для нас была составлена очень плотно. И экскурсии по Кишинёву с ознакомлением с местными достопримечательностями она не предусматривала.

Так что спасибо Татьяне Некрасовой, которая вечером в воскресенье такую экскурсию провела!

Были уже сумерки, потому фотоаппарат я не брал. Использованные здесь снимки сделаны в другие дни.

Более того, поскольку я всё воспринимал на слух и на глаз, то и рассказ мой будет не официально-академическим, а личностным, как и что я увидел.

Кишинёв – город очень своеобразный. Да-да, понимаю, мне скажут, что каждый город – неповторим. А я и не спорю. Но должен же я был с чего-то начать!

Население его составляет, по официальным данным, более 600 тысяч человек. То есть немаленький город. Но здесь нет ощущения именно его размеров. Он как-то выглядит в хорошем понимании этого слова провинциально.

Улочки довольно узенькие, даже в центре. Когда мне показали именно центральную улицу города, я здорово удивился – всего два ряда в каждом направлении. Её часто пересекают улочки с односторонним движением – и это вполне логично, потому что любая остановившаяся машина вызвала бы «пробку».

Некоторые улицы расширяют за счёт тротуаров, вырубая деревья. Во всяком случае, так рассказывают. Но в целом город очень зелёный, в нём много парков, скверов, а некоторые улицы просто утопают в зелени.

Что ещё обращает на себя внимание. В некоторых местах по тротуарам буквально невозможно пройти. И ладно бы из-за строек и ремонтирующихся зданий, которых в городе довольно много. Но тут имеет место такое явление: торговые или коммерческие организации попросту оттяпывают кусок тротуара, причём, настолько, что приходится обходить их по мостовой.

Что же касается собственно мостовой, то она пребывает просто в ужасном состоянии. Некоторые улицы ещё ничего, асфальт уложен хорошо. Однако в целом – дороги просто убиты!

Хотя, не с того я, наверное, начал.

Итак, прогулялся я по Кишинёву вечером в воскресенье, после обсуждения творчества членов Ассоциации русских писателей Республика Молдова, и последовавшего за ним ужина. А затем следующим утром – бывая в незнакомом городе, я непременно по утрам выхожу на улицу и просто брожу по округе, по улицам и дворам, просто наблюдаю, напитываюсь впечатлениями.

В целом мне Кишинёв понравился. Он какой-то очень уютный. Хотя и немного неухоженный. Местами он напоминает квартиру в разгар генеральной уборки – вот тут уже порядок наведён, и даже полы вымыты, а вот тут ещё всё раскурочено, и конца-края работам не видать. Рядом с современными многоэтажками запросто можно увидеть частные дворики, в которых растут черешня и шелковица и даже петухи поют-задиваются!

Центральный парк города носи имя Штефана (Стефана) Великого. Он красив – парк имею в виду. В центре установлен памятник Пушкину. А лучами от него отходят дорожки. Вдоль двух стоят ряды бюстов литераторов. В одну стороны тянется аллея с бюстами общепризнанных писателей прошлого. А в другую – бюсты литераторов, признанных выдающимися в последнее время. Если к первой аллее вопросов нет, то по второй таковые возникают, однако не мне, человеку, прискочившему сюда на два дня, об этом судить.

Считается, что в парке сохранилось несколько деревьев, которые помнят Пушкина. Которые из них – о том мнения у местных жителей разошлись. Ну да ладно, вряд ли деревья распознали гения в некогда прогуливавшемся тут дядечке в цилиндре и при бакенбардах!

Как раз у одного из таких деревьев

А у центрального входа в парк установлен памятник Штефану Великому – господарю, который проживал в XV веке и считается основателем Молдавского государства. Памятник был установлен в 1927 году. Забавно, что во время оккупации Молдавии во время Великой Отечественной войны  румынскими войсками памятник вывезли в Румынию, так как сочли Штефана своим земляком. Я сейчас не собираюсь разбирать все исторические перипетии взаимоотношений этих народов, просто констатирую, что молдавская государственность старше румынской… Вообще о приключениях памятника можно говорить много, но я всё же знаю о них только понаслышке. Его несколько раз перевозили с места на место, устанавливали и теряли…  В конце концов, в 1945 году его обнаружили где-то в Румынии, вернули на место, где он и стоит по сей день, глядя с высоты своего постамента на окружающую его действительность.

Глядя на исторические монументы, я нередко пытаюсь себе представить, о чём они думают, как воспринимают происходящие перед их каменными очами перемены… Мы отождествляем изваяния с людьми, во имя которых их установили, верим, что в них вселяется душа или разум того прообраза… Если это так, то какой видит современную Молдавию некогда породивший её господарь?..

Темна вода!..

В городе вообще установлено немало памятников. Что тут скажешь?.. Народ, который чтит своих предков, достоин самого искреннего уважения!

Помните, в самой (на мой взгляд) замечательной книге братьев Стругацких, «Град обреченный», волею автора в одном зале собрались памятники самым разным людям, и слушали двух ораторов – один говорил об их величии, а другой о том, что не столь уж они и велики?.. В конце концов, все монументы повернулись к первому оратору – слушать про собственное величие им было приятнее, чем рассуждения о бренности бытия и относительности величия.

К слову, с памятником господарю Штефану связана забавная легенда… Хотя слово «забавная» тут как-то не шибко вписывается – грустная она, эта легенда.

Якобы во времена разгула перестройки некая местная поэтесса, будучи охваченной экстазом национального самоутверждения, развелась со своим мужем и обвенчалась с монументальным Штефаном, и даже нашёлся православный священник, который этот обряд совершил!

Н-да, чего только в жизни ни случается!

Коль уж речь зашла о церкви.

Основная религия в Молдавии – православная.  И церкви внешне, и по внутреннему убранству мало отличаются от российских. И тем непривычнее видеть на иконах надписи на латинице.

Мне рассказывали, что современные молодые молдаване, когда видят иконы, подписанные старославянской кириллицей, недоумевают. Им просто невдомёк, что до 1989 года в республике письменность имела кириллическую основу, и что православие к ним пришло из Византии.

Но это – к слову.

Вообще о церквах Кишинёва мне рассказывали много – настолько много, что я не возьму на себя смелость пересказывать услышанное.

Там есть греческий храм св. Пантелеимона очень своеобразной планировки. Он выходит главным входом на перекрёсток, а с тыльной стороны его полукругом огибает густо заросшая сиренью дорожка.

Прогулялись мы по парку, который ещё недавно назывался Комсомольским. Центральным элементом его является большой пруд. Рассказывают, что его и в самом деле копали комсомольцы, и в этом деле принимал участие лично Леонид Брежнев, тогда ещё довольно молодой Первый секретарь республиканского ЦК партии.

На набережной мы оказались уже довольно поздно, во всяком случае, уже наступили сумерки. Однако народа по дорожкам прогуливалось много. И с детьми-колясками, и на велосипедах-роликах…

Чтобы попасть к озеру, нужно спуститься по длинной лестнице, проложенной по густо заросшему деревьями склону. Соответственно, несмотря на то, что центр города совсем рядом – это совершенно не чувствуется. Тихо, спокойно, красиво, умиротворяющее… Просто чудесное место для отдыха.

Правда, приходится и здесь подбавить ложечку дёгтя. Уж не знаю по какой причине, но тут в ужасном состоянии лестницы. Ступеньки просели вкривь и вкось, а то выгнулись какими-то причудливыми волнами…

Там такой забавный момент случился.

На другом берегу озера виднелись  городские огни.

- Вон, видите – красные фонари?.. Там посольство Украины!..

Забавный ориентир!

Прогулявшись по набережной, мы поднялись опять к центру города.

На одной из улиц мне показали водонапорную башню несколько непривычной формы. Она оказалась частично скрытой за исполинской афишей, извещающей, что в Кишинёв собирается приехать на гастроли Михаил Жванецкий… Водонапорные башни нередко являются городскими достопримечательностями. В Житомире, например, тоже – там сейчас открыт один из самых модных в городе ресторанов. .

Однако в Кишинёве башня оказалась «с легендой». Здесь снимался художественный фильм «Душа», с участием Софии Ротару.

Сейчас это помнят не все, но когда-то, годах в 70-80-х, прошло такое поветрие в советском кинематографе. Сняли сколько-то подряд фильмов, в которых главные роли играли тогдашние звёзды  нашей эстрады. «Женщина, которая поёт», «Карнавал», «Не бойся, я с тобой!» – наиболее удачные из них. Так вот, «Душа» – из их числа. Правда, этот фильм получился не столь удачно. К сожалению – в советские времена Софию обожали, и когда прошёл слух о её якобы тяжёлой болезни, ей сопереживал весь Советский Союз.

Так вот, башня, которую я видел, тоже снималась в том фильме. Она, эта башня, сегодня по вечерам очень красиво освещается переливающимися различными колерами прожекторами.

А неподалёку раскинулся на большущей площади университетский квартал. В самом деле – вызывает уважение такое отношение к высшему образованию!

Хочется отметить ещё вот что. Вполне понятно, что мы, будучи гостями Фестиваля, общались в основном с представителями русской языковой среды. Однако прогуливаясь по улицам, я отовсюду слышал разговор как молдавском, так и на русском языках. Многие люди легко переходят с одного на другой. А уж в кафе или ресторанах – вообще не возникало вопросов.

Вместе с тем, местные жители отмечают, что перемены в этом вопросе всё же происходят. Молодёжь, ориентированная на Румынию, русского языка уже не знает. То есть перспектива у языковой проблемы имеется, и она тревожная. Или это так кажется только со стороны?..

Что ещё я упустил?..

Очень хвалили кафе «Кофемолка», но я туда не попал.

Большинство магазинов закрывается в 22 часа. И кафе многие закрываются рано.

Как-то проблемно организован вызов такси. Список соответствующих номеров телефона включает десятка два – но одни не отвечают, другие заняты, третьи отключены, а по четвёртым отвечают, что свободных машин нет. Благо, у меня ехать никуда не возникло нужды, но когда наблюдал, как разъезжавшиеся хозяева раз за разом набирали и набирали номера, сочувствие возникло…

К слову, Светлана Василенко рассказала, что у неё есть знакомая таксистка, так она записывает рассказы пассажиров, и потом этим записям составляет и издаёт сборники. Говорит, пользуются успехом…

…Ну и завершающий штрих к той прогулке по Кишинёву.

Друзья мои, как же густо и вкусно пахла липа!!!