АТЛАС ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЫ

То, что фундаментальная книга об отечественной иконописи просто изначально интересна и познавательна, я знал всегда. Но признаюсь откровенно: я и близко не предполагал, НАСКОЛЬКО это интересно!

На протяжение года мне доводилось бывать на многих литературных и окололитературных мероприятиях. Как правило, с таких мероприятий уносишь какое-то количество книг, подаренных авторами. Какие-то из них заинтересуют, и те оставляешь в своём шкафу, которые не входят в сферу твоих интересов, передаешь в пользование отдела…

А вот том, о котором идёт речь, я тут же унёс домой, и теперь он неизменно лежит на самой близкой полочке, чтобы быть под рукой.

Это «Атлас Православной иконы», который подготовила Галина Колпакова, имя которой, увы, в выходных данных обведено траурной рамкой. Данная книга – достойный памятник Галине Сергеевне!

Казалось бы: книга полностью посвящена иконе, только иконе и всё. Ан нет же! Несколько творчески подошла к вопросу автор!.. Здесь столько разнообразной познавательной информации!..

Начну всё же собственно с иконописи. Она различается по времени написания – автор прослеживает динамику развития искусства по времени с древнейших времён по сей день. Она различается по месту написания – и автор проводит сравнение различных школ священной живописи. Она различается по авторству – и автор рассказывает нам о судьбах иконописцев.

Но ведь создание иконы – это не самоцель и не банальное стремление художника к творческой самореализации. Как правило, она создаётся для конкретного храма или обители.  А то и для домовой церкви состоятельного лица. Соответственно, автор должен соотнести трудносовместимое: мистическое горение души и конкретный заказ.

И живут святые лики не просто в мире людей, а в конкретных храмах…

И вот автор рассказывает нам о городах, о храмах, о обителях, в которых обосновались те или иные иконы.

Новгород Великий, Владимир, Ярославль, Псков, Тверь, Коломна, Звенигород, Пермь  – этим и многим другим городам России посвящены отдельные статьи книги.

Киево-Печерская лавра, Покрова на Нерли, Спасо-Андроников монастырь, Савва-Сторожевский, конечно же, Троице-Сергиева лавра – не перечесть и храмы и обители, о которых идёт речь в томе.

Митрополит Киприан, Святитель Пётр, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Святитель Фотий, Нил Столобенский – и ещё много других выдающихся людей являются своего рода героями этой книги.

Я не являюсь знатоком иконографии, потому не знаю, насколько полно представлено это направление священного искусства в атласе. Но то, что здесь имеется, потрясает объёмом представленного материала. Здесь десятки и десятки… Как бы это сказать, чтобы и объяснить читателю, и не задеть чувства специалистов… Ну, существует некий канон изображения того или иного святого. В пределах этого канона автор может проявлять своё художественное мастерство, и целая группа икон, написанных разными авторами в разное время, условно объединяется под неким обобщающим наименованием.

И вот автор подробно разбирает множество изображений на основе этой классификации.

Скажем, я представления не имел, сколько канонических изображений Богородицы существует в иконографии. Я выписал их более сорока, и не сомневаюсь, что что-то и пропустил.

А сколько вообще существует видов собственно икон? До того, как я взял в руки атлас, я бы и сказал: ну, пять от силы! А дюжину не хотите ли?!.

В книге имеются цитаты, поговорки, приводятся устаревшие слова, очень значимые исторические факты…  В конце помещён словарь иконографических терминов.

Очень познавательная книга!

Ну и не следует упускать и то, что она очень богато и красиво иллюстрирована. Иконы, фотографии святых мест – это естественно. Но что меня особенно по-хорошему удивило, так это красочные цветные карты. Палестина времён Христа с маршрутами его странствий. Вселенские и поместные соборы. Несколько карт, отображающих различные этапы распространения христианства, в частности, православия на Руси. Карта паломнических центров. Да все и не перечесть!

В общем, ценный подарок, что и говорить!