ИЮЛЬ-1918:

ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ СТОЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

В связи с предстоящим отъездом в отпуск, данный обзор получился предельно кратким. По сути, это только штрих-пунктирное обозначение вопросов, каждый из которых следовало бы развернуть в отдельную публикацию. Ну и выставляю я его заблаговременно по той же причине.

В период, начиная с февраля 1917 года (см.: http://starodymov.ru/?p=24315 ), в истории нашей страны произошло несколько знаковых событий, которые сыграли значительную роль в определении дальнейшего пути  развития державы.

И даже в этой череде июль 1918 года занимает особое место.

  1. 1. Мятеж левых эсеров

6 июля по стране началась серия контрреволюционных мятежей. В первую очередь речь идёт о выступлениях, организованных левыми эсерами (см. об этом подробнее: http://starodymov.ru/?p=162 ).

Левые эсеры к этому времени оставались единственной политической партией, союзной большевикам. Вместе с тем, между партиями оставались, и даже нарастали противоречия. Если обозначить суть их в самых общих чертах, то они заключались в следующем. Большевики декларировали себя партией пролетариата и, опосредованно, беднейшего крестьянства, а эсеры – крестьянства крепкого, заможного, в первую очередь, говоря языком той поры, среднего. Отсюда и разница в отношение, скажем, политики «военного коммунизма» и продразвёрстки.

Левые эсеры оставались верными союзниками большевиков, когда требовалось громить политических противников, тех же анархистов, например. Но, скажем, по Брестскому миру (см.: http://starodymov.ru/?p=25905 ) точки зрения кардинально  разошлись.

Вот по этому «миру» и был нанесён первый удар, послуживший сигналом к началу мятежей. Именно 6 июля пресловутый Яков Блюмкин совершил убийство германского посла Вильгельма фон Мирбаха…

На мой взгляд, у эсеров имелись достаточно весомые шансы победить. Однако у них, опять же, на мой взгляд, не нашлось решительного лидера, да и плана выступления толком не оказалось… Ситуация, схожая что с августом 1991-го (об этом: http://starodymov.ru/?p=23004 ), что с октябрём 1993-го (см.: http://starodymov.ru/?p=11201 )…

Так что мятежи провалились, и большевики остались в одиночестве, что их, в общем-то, не слишком расстроило.

Там остался вопрос о степени осведомлённости в подготовке к мятежу Феликса Дзержинского (см.: http://starodymov.ru/?p=25668 )… Однако проверка показала его непричастность в событиям. Ну и мы примем это утверждение за аксиому, хотя и небесспорно оно.

А вот ещё одна мысль мне кажется не лишённой резона. Её когда-то мне высказал Александр Торопцев (о нём: http://starodymov.ru/?p=26443 ).

Партия левых эсеров насчитывала примерно полтора миллиона человек. В результате подавления бунта погибло несколько десятков человек, сколько-то было арестовано и получили различные сроки заключения, для абсолютного большинства чисто символические. Более, чем двадцатилетнее заключение и последующий расстрел Марии Спиридоновой – едва ли не единственное исключение из общего правила (о её судьбе: http://starodymov.ru/?p=409 ).

Так вот, партию распустили. Но люди-то – даже лишившись партийного билета, они остались приверженцами вполне определённого комплекса представлений о том, как следует строить социализм. Так вот, по мнению Александра Петровича, именно их дети к 37-му году пришли на ключевые позиции в государстве, и уж отыгрались-то на большевиках по полной!..

(Иллюстрацию взял из интернета)