11 ноября 1821 года – родился Фёдор Достоевский,
русский писатель.
Слов нет, великий писатель.
Только вспоминается вопрос, который задал какой-то иностранец, прочитавший Фёдора Михайловича:
- А вы, русские, вообще хоть когда-то улыбаетесь?..
Очень мудрая литература у Фёдора Михайловича. Но уж больно мрачная… С тенью каторги.
…Я не успел подготовить о Фёдоре Михайловиче отдельную публикацию. Да и не настолько считаю себя знатоком его творчества, чтобы принять на себя ответственность анализировать его.
А потому – только несколько фраз из Википедии.
Фёдор Достоевский, по данным ЮНЕСКО – один из самых читаемых писателей в мире.
Считается, что его произведения способствовали возникновению жанра психологической прозы.
Признан первым представителем персонализма в России. Персонализм – это картина мира, при которой всё сущее создано Богом, а человек в нём является первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Признаться, я с трудом представляю такую концепцию.
Творчество Достоевского оказало влияние на всю мировую культуру. В качестве примеров в справке приведены имена Фридриха Ницше, Жана-Поля Сартра, Зигмунда Фрейда.
Теперь – несколько слов о каторге писателя.
Я свою точку зрения высказывал неоднократно. Противоречие между свободой совести и воззрений каждого отдельного человека, и правом государства на защиту от инакомыслия – это противоречие было, есть и будет. Всегда в любом обществе имеются противники существующего строя и наиболее ортодоксальная часть инакомыслящих – бунтари.
Я не считаю демократию с периодической сменой персоналии на посту Первого лица идеальным устройством общества, ибо оно не гарантирует, что на пост лидера попадёт именно достойный, а не краснобай и демагог с тугой мошной или состоятельными покровителями. Однако эта структура видится всё же более справедливой, чем система с несменяемостью этого Первого лица – будь то царь, диктатор или президент без механизма его сменяемости; ибо осознание незаменимости кого угодно испортит.
Соответственно, оппозиционеры существуют у любой власти. Однако в условиях, когда нет выбора, или выбор формально-номинальный, оппозиционные настроения неизбежно возрастают.
На мой взгляд, их можно было бы признать за оправданное и даже потенциально прогрессивное явление, если бы не одно чрезвычайно важное обстоятельство. У оппозиции никогда нет единства; это не нечто цельное с общесогласованной системой взглядов. Соответственно, свержение монарха (как бы он ни назывался), практически всегда приводит либо к гражданской войне, либо к новой, ещё более жёсткой форме тирании. Революция неизбежно пожирает своих вершителей – сказал не я, но согласен с формулой.
Так вот, я искренне сочувствую (не в смысле соболезную, а признаю некоторую правоту) протестным взглядам Достоевского, который примкнул к петрашевцам. Порядки, царившие в эпоху государя Николая Павловича, трудно без лицемерия назвать благоденственными. Однако когда его сын ослабил государственные вожжи, в стране всколыхнулась волна терроризма, которая в конце концов его же самого и погубила. Кто влился в ряды идейных убийц?.. Да сыновья и внуки тех же петрашевцев. Вот и думай: настолько уж неправой показала себя Фемида, ломай шпагу над головой Фёдора Михайловича.
Чем дольше я живу, тем меньше понимаю, как именно следует поступать системе государственного управления в области противостояния инакомыслящим. Подавлять – несправедливо; потакать – провоцировать насилие.
Таким образом, как бы мы ни рассуждали, а разгром революционного подполья – закономерно с точки зрения государства. Заметьте: я написал «закономерно», а не «справедливо».
Равно как закономерным стала и амнистия, которую объявил революционерам (всем, начиная с оставшихся в живых декабристов) новый царь, Александр Николаевич – такая традиция существовала издревле.
В хлопотах о помиловании для писателя принимали участие несколько человек. Но лично подал бумагу Александру генерал-адъютант Эдуард Тотлебен – человек, которого я глубоко уважаю за его вклад в развитие сапёрного дела в России, в первую очередь во время обороны Севастополя.
Итак. Как рядовой гражданин страны с точки зрения общечеловеческого права имеет право на борьбу с существующим режимом, так и государство с точки зрения общепризнанного мироустройства имеет право на самозащиту. Это – неразрешимое противоречие, которое существовало везде и всегда.
И ещё. Испытания, которые прошёл Достоевский в ссылке и солдатчине, и породили того писателя, которого мы знаем, произведениями которого зачитывается весь мир. Отрицать этот факт мне представляется неверным.
Ну а так… О личности Фёдора Михайловича, о его творчестве, о проблемах его личности и взаимоотношений с окружающими, о его произведениях, о жёнах, о родственниках и друзьях – обо всём, связанном с ФМД, можно говорить и писать бесконечно.
Я же ограничусь только одним: с юбилеем великого земляка, Россия!
.
Фёдор Достоевский – ещё немного: http://starodymov.ru/?p=23460
Об экранизации его произведений: http://starodymov.ru/?p=34256
Петрашевцы: http://starodymov.ru/?p=31495
Николай I (характеризующий его факт): http://starodymov.ru/?p=39010
Александр II: http://starodymov.ru/?p=36775
Эдуард Тотлебен: http://starodymov.ru/?p=16376
Некоторые мысли о демократии и тоталитаризме: http://starodymov.ru/?p=38048
Анна Сниткина: http://starodymov.ru/?p=23089
К записи "Фёдор Достоевский: к 200-летию со дня рождения" пока нет комментариев