9 октября 1201 года – родился Робер де Сорбон,

основатель Колледжа в Париже, позднее разросшегося в университет.

Робер был богословом, отличался начитанностью и красноречием, а также благочестием. Это привлекало к нему людей, у него появились ученики. Из которых постепенно и сложился т.н. Дом Сорбона… В нём де Сорбон преподавал и проповедовал до самой своей кончины, последовавшей в 1274 году.

А происходил он из бедной семьи, проживавшей в небольшом городке Сорбон, что в Арденнах. Посвятив себя служению Церкви, Робер учился, а потом служил в Реймсе, Камбре (городок на севере Франции, выросший из военного укрепления времён Римской империи)… И только потом оказался в Париже.

Эрудиция и красноречие молодого каноника привлекли к нему внимание двух родных братьев рода Капетингов: французского короля, вошедшего в историю как Людовик IX Святой, и графа д’Артуа Роберта I Доброго.

Судьба каждого из названных представителей монаршей фамилии очень интересна и заслуживает отдельного рассказа, однако не они являются предметом данной публикации. Главное, что именно они, будучи детьми своего времени и не отличаясь особым миролюбием, всё же покровительствовали человеку, основавшему один из древнейших в современном мире университет.

А впрочем… Вряд ли я вернусь к этой теме… Потому буквально несколько слов напишу об этих покровителях…

Роберт Артуа погиб во время очередного Крестового похода в Египте – он с группой соратников ворвался в мусульманский город, а за его спиной захлопнули ворота, и крестоносцев буквально растерзали защитники цитадели. Его сын Роберт II Благородный родился уже после этого трагического события (его дочь со временем станет первой женщиной – пэром Франции). Но я хочу заострить внимание читателей на дочери погибшего. Бланка дважды была замужем – за королём Наварры Генрихом Толстым, и за английским графом Эдмундом Горбатым. Таким образом, её дочь от первого брака вышла замуж за французского короля Филиппа IV Красивого, а по второму браку от неё пошёл род Ланкастеров… Данное и последовавшие смешения династий и стали причиной Столетней войны…

Что касается короля Людовика, он много сделал для централизации страны, для укрепления вертикали власти… Провёл административную реформу, принцип которой в некоторой степени действует и поныне, а также финансовую, обеспечившую хождение монеты парижской чеканки по всей стране… Заручившись поддержкой духовенства (естественно, и Робера де Сорбона в том числе), добился независимости французской Церкви от Рима, хотя, конечно, и не порвал отношения (как впоследствии сделал Лондон). Организовал два Крестовых похода – во время второго из них (Восьмого по общепринятому счёту) и умер от цинги.

Но главное для темы предлагаемой публикации – Людовик сам зарекомендовал себя книгочеем и покровительствовал распространению грамотности. В связи с этим Людовик поддержал идею де Сорбона создать при Колледже библиотеку, и активно содействовал её формированию. Вскоре она стала одной из крупнейших и авторитетных в Европе.

Когда Римский папа инициировал гонения на иудеев, Людовик не кинулся подобострастно выполнять его волю, а организовал теологическую «дискуссию иудеев и христиан». И только после того, что верх одержали католики, выполнил предписание Григория IX об изъятии у евреев и уничтожении Талмудов… Считается, что только в Париже и только в 1242 году сожжено 22 воза экземпляров этой священной для иудеев книги.

…Так вот, Робер де Сорбон, будучи духовником Людовика и пользовавшийся покровительством Роберта, являлся свидетелем и участником всех этих событий, хотя в Крестовые походы и не ходил…

.

Шарль Роллен – один из продолжателей дела нашего юбиляра: http://starodymov.ru/?p=36490

Как тут не вспомнить о Реймсе: http://starodymov.ru/?p=37312

Московский французский храм посвящён Св. Людовику: http://starodymov.ru/?p=37010

Анна Ярославна, между прочим, тоже стала членом рода Капетингов: http://starodymov.ru/?p=33152

О начале эпохи Крестовых походов: http://starodymov.ru/?p=22895

Факт из жизни Филиппа Красивого: http://starodymov.ru/?p=36842