КОМАНДА, БЕЗ КОТОРОЙ НАМ… НЕ ПЛЫТЬ

А ещё было бы несправедливо не сказать добрые слова в целом о команде теплохода «Константин Симонов», благодаря которой мы совершили наше замечательное путешествие.

Прежде всего, конечно же, это капитан теплохода – Казаков Александр Николаевич.

За нашу круизовскую многолетнюю эпопею мы познакомились почти с десятком капитанов. Все они разные, у всех выстраиваются свои отношения с туристами. Это естественно.

Что сказать про Александра Николаевича?.. Ни на одном другом лайнере настолько доступного для общения капитана мы не встречали. Подчеркну: я пишу это безоценочно, просто как данность. Взаимоотношения капитана и туристической группы – это не некая константа, не некая объективно заданная функция; на каждом теплоходе, как и в любом другом коллективе, они выстраиваются по-своему.

…На других теплоходах в большинстве случае мы с капитаном виделись только три раза: при знакомстве, при посещении рубки, при прощальном ужине. Как-то имел место случай, когда на борту возник конфликт, и на встречу с туристами пришёл капитан, спасибо ему, однако, на мой взгляд, тогда в этом не имелось особой необходимости, директор круиза и сама бы разрулила ситуацию.

А в этот раз… Помимо указанных трёх обязательных встреч, каждый турист имел возможность лично сфотографироваться с капитаном. В рубке, опять же, каждый желающий имел возможность сфотографироваться в капитанском кителе – я не то чтобы не уверен в правильности этого решения (право на форменную одежду нужно иметь, заслужить), но тут уж не стану изображать себя ханжой, признавая, что в данном вопросе нет и не может быть единой и непоколебимой точки зрения.

В общем, по степени открытости и доступности Александр  Казаков занимает среди всех, с кем мне доводилось общаться, капитанов речного флота, уверенное первое место.

Идём дальше.

…Самых добрых слов заслуживает и главный представитель команды по общению с туристами. Почему я столь витиевато написал, вместо того, чтобы просто и чётко назвать его должность?.. Объясню. Почему-то эту должность постоянно переименовывают. То это директор круиза, то помощник капитана (если не ошибаюсь, пассажирский помощник или что-то в этом духе), то ещё как… В этот раз он именовался отель-менеджер.

Братцы мои! Вот давайте просто подумаем: кто такой отель-менеджер?.. Само по себе слово «менеджер» у нас за три десятилетия «новой России» настолько затрепали, уже не знают, к какой должности его ещё применить… У нас и секретарша менеджер, и любой «подай-принеси» менеджер, и даже уборщица – тоже менеджер… При словосочетании «отель-менеджер» – какие ассоциации возникают?.. У меня лично – аналог «коридорного»…

На мой взгляд, директор круиза, или помощник капитана по туризму – вот это будет в самый раз. Тем более, нагрузка и ответственность у этого сотрудника – выше крыши. Хотя, приходится отметить, что на протяжении нашего опыта возрастная планка занимавших этот пост сотрудников неизменно и неудержимо снижается… Омоложение?.. Не знаю, быть может, и следует кадры воспитывать именно так: бросать в воду – пусть выкарабкиваются.

Но я сейчас – не о глобальном, я – о частном конкретном случае.

Так вот, в нашем круизе эту должность занимал совсем ещё юный возрастом Павел Градов. В моём представлении, несмотря на молодость, его работа заслуживает высший балл.

Стиль руководства ведь бывает самый разный. Кто-то всегда на виду, у него всё кипит и булькает, все-то его знают, он всегда занят и куда-то спешит… Метеор, бурление, незаменимость, узнаваемость, всюду мелькает, повсеместно его «только что видели», мгновение назад за углом утихло эхо его голоса…

Как правило, таких сотрудников любят и ценят, а соответственно, и выделяют вышестоящие начальники.

А есть иной стиль. Когда руководителя особо никто и не видит; порой даже не знает, как тот выглядит… А дело между тем делается, всё спорится, никаких сбоев, никаких пробуксовок – без необязательного шума, громкого бурления и показного энтузиазма… Все вопросы решаются вроде как сами собой, без видимых усилий со стороны администрации.

Именно таков Павел Градов. Наверное, у большинства туристов просто не возникало необходимости обращаться к нему – и это, на мой взгляд, высший пилотаж руководства.

…Что ещё отличает туристическую фирму «ВодоходЪ», это всегда прекрасное питание – что качество, что организация. Ну а сейчас, в связи с пандемийными заморочками, и размещение туристов в ресторанах стало куда более комфортным… Как говорим мы, диалектики, нет в природе ничего идеально хорошего, и абсолютно плохого: и обрушившаяся на человечество коронованная зараза хоть немного, а повысила качество российского внутреннего туризма (даже на ценообразование чуточку повлияла, льготные рейсы сформировала)…

В общем, по качеству питания никогда у нас не возникало претензий. Только однажды на некоем теплоходе шеф-повар очень уж злоупотреблял иностранными названиями блюд, но это вызывало скорее даже не досаду, а любопытство: какие такие ингредиенты наши кормильцы замаскировали под выкрутасно заковыристое иноземное (или новоязное) словечко?..

Так вот, в данном путешествии по питанию никаких вопросов и претензий – как всегда – не возникало. Кормили вкусно и разнообразно.

В этот раз учли даже пожелание некоторых туристов (туристок) делать порции поменьше – щадящий их фигуры размер кушания выделялся в бланке заказа другим шрифтом.

Всеми вопросами организации питания на борту занималась Ольга Кузьмичёва. А шеф-повар – Анастасия Руззанова – ей особое спасибо!

Ну и радиогиду бортовому тоже спасибо! Если найду в своих записях её имя, непременно дополню публикацию.

…А в лице названных членов экипажа – всем-всем остальным искренняя благодарность.

.

Отдельно о капитанах я публикации не готовил, а потому – просто об одном, по случайному выбору: http://starodymov.ru/?p=38242

О директоре круиза, к которой у нас – особая благодарность: http://starodymov.ru/?p=35130

Об организации питания (из прошлого опыта): http://starodymov.ru/?p=34533