22 июля 1961 годаРостислав Алексеев создал первый экраноплан.

История создания экранопланов интересна и показательна. Интересна как пример развития технической мысли – от случайно замеченного эффекта «экрана» до практического воплощения в металле и пластике принципиально нового плавательно-летательного аппарата. Ну а показательна – насколько много в судьбе конструктора зависит от того, оценят ли власть (и деньги) имущие перспективы того или иного научного и технического достижения.

Ещё на заре авиации конструкторы и пилоты (а в те времена в этих ипостасях нередко выступали одни и те же люди) начали замечать, что при определённых условиях на аэроплан начинает воздействовать некая неведомая на тот момент сила, которая затрудняет посадку аппарата, у самой земли словно отталкивает его вопреки известным, опять же, на тот момент, законам аэродинамики. Этот-то эффект и стали называть «экраном».

Когда стало очевидно, что появление «экрана» – не некая случайность, а глобальная закономерность, теоретики занялись его изучением, а практики думать, как поставить явление на службу. Так что со временем появилось и теоретическое обоснование «экрана», и условия его появления, и закономерности проявления… Ну а конструкторы-практики попытались применить выведенные формулы к своим летательным аппаратам.

В Советском Союзе пионерами в этом направлении стали Роберт Бартини и Ростислав Алексеев.

Правда, замечательный авиаконструктор Бартини сложной судьбы оказался в «местах, не столь отдалённых» – его можно считать рекордсменом по количеству идей и технических находок, которые у него вследствие ареста растащили (и тем самым спасли и реализовали) коллеги-конкуренты.

Что касается Алексеева, ему повезло несколько больше – на его деятельность беды обрушатся ближе к концу жизни.

Вообще о судьбах этих неординарных людей поговорить бы… Только не в данной публикации – она не о том.

…Испытания первого в истории СССР экраноплана СМ-1 состоялись 22 июля 1961 года. За штурвалом сидел сам же конструктор. Затем он пригласил на демонстрацию своего детища Дмитрия Фёдоровича Устинова, на тот момент секретаря ЦК КПСС, а также Сергея Георгиевича Горшкова, Главкома ВМФ. Они разработку оценили… Через два года аппарат показали Никите Сергеевичу Хрущёву, который также разработку одобрил…

Ну а дальше…

Дальше были и испытательный «Каспийский монстр», и исполинский ракетоносец «Лунь», и десантный «Орлёнок», и кроха «Иволга»…

И провал-забвение…

Сейчас несколько отечественных КБ вроде как ведут работы по возрождению данного направления транспорта. Но об успехах пока не слыхать… Зато Китай, опираясь на наработки наших конструкторов, имеет все шансы стать мировым лидером в сфере экраноплавания.

.

Ростислав Алексеев: http://starodymov.ru/?p=32334

Роберт Бартини: http://starodymov.ru/?p=28743

О том, что даже гениальный конструктор бессилен без поддержки: http://starodymov.ru/?p=27581