15 января 1901 года умер генерал-фельдмаршал Иосиф Гурко

Вообще-то военная судьба Иосифа Владимировича Гурко-Ромейко несколько не вписывается в каноны и стереотипы.

Дело в том, что всю служебную лестницу до чина генерал-лейтенанта Гурко прошёл исключительно по придворным ступеням. Правда, он отпросился, и даже выезжал в осаждённый Севастополь, однако к моменту его прибытия в Крым боевые действия там уже завершились.

Начиная с младших офицерских чинов и до генеральских эполет Гурко отличался умением командовать гвардейскими подразделениями и частями. Его подчинённые в полной степени отвечали понятию «гвардия»: они умели образцово выполнять на манёврах фронтовые перестроения, отличались прекрасной джигитовкой, показывали высочайший класс на парадах. Ни одной военной кампании – и генерал гвардии, и наград полна грудь…

Следует отметить справедливости ради, что Гурко на протяжении всей служба внимательно следил за развитием военной мысли за рубежом, изучал и анализировал ход боевых действий, в частности, Франко-прусской войны – этот факт документально зафиксирован.

Согласимся, друзья, что любой человек, мало-мальски знакомый с военной историей, может без труда вспомнить сколько-то генералов, сделавших блестящую карьеру при дворе, также «изучавших опыт», однако, оказавшись в реальной боевой обстановке, демонстрировавших полнейшее неумение применить абстрактные знания в реальности…

Потому армейские офицеры («армеуты» на жаргоне той поры) испокон веку недолюбливали придворных генералов.

…И вот началась Русско-турецкая война 1877-1878 годов. На неё генерал Гурко направляется в качестве начальника передового отряда – если употреблять современную терминологию, это целый корпус, в который включены гусарские, драгунские, казачьи, пехотные части плюс болгарское ополчение, да при артиллерии. Исключительно ради справки: болгарским ополчением в составе корпуса Гурко командовал Николай Столетов, будущий генерал от инфантерии и учёный-географ.

Именно здесь генерал Гурко показал, что он истинный военный, а не плац-парадный придворный.

Он великолепно справился с поставленными задачами; передовой корпус занял Шипку, преодолел Малые Балканы, в ряде сражений разгромил противостоявшие ему османские войска.

Конечно, я не стану пересказывать весь ход Балканской войны – в этом в данной публикации нет необходимости.

Когда характер войны изменился, необходимость в Передовом отряде, в том виде, как его сформировали для начала боевых действий, отпала. Теперь Гурко командовал Западной группировкой Русской армии, с подчинением ему всех гвардейских частей, прибывших в район боевых действий. Именно эта группировка освободила от османского ига столицу Болгарии город Софию.

Ох, сколько же у него сразу образовалось недоброжелателей!.. Среди всего гвардейского генералитета, как считается, только единственный человек заявил, что готов служить под командованием Гурко – думаю, что назвать его имя будет правильно: генерал Павел Шувалов. Остальные начали меряться своими былыми заслугами, доказывая своё право на то, чтобы покомандовать гвардией в настоящем бою.

Допускаю, что в предыдущем абзаце содержится преувеличение, однако это не я придумал – так свидетельствуют исторические источники.

Как бы то ни было, а только Гурко продолжал одерживать победы. Он показал себя не просто исполнителем начальственной воли, а активным инициативным начальником. Не будет большим преувеличением сказать, в общей победе Русской армии на Балканах – немалая заслуга генерала от кавалерии (именно это звание имел Иосиф Владимирович к концу войны) и Георгиевского кавалера Гурко-Ромейко.

А после войны – опять служба в придворной гвардии.

Согласитесь, что нечасто встретишь такой факт: служил в столице, съездил на войну, где показал свой недюжинный талант военачальника, и вновь вернулся к плац-парадной жизни.

Следует отметить ещё несколько фактов. Гурко считался, и по праву, великолепным наездником, чего требовал и от подчинённых. Оно ведь – можно требовать, когда сам показываешь пример, да к тому же будучи уже в возрасте.

Его любили и уважали подчинённые. Его имя по сей день чтят в Болгарии, где три города названы Гурко. А по бульвару Гурко в Софии мне даже довелось в своё время прогуляться.

Что ещё добавить?..

Несколько слов о супруге Иосифа Владимировича.

Когда Александр II узнал, на ком собирается жениться обласканный им полковник гвардии, очень расстроился. Дело в том, что мать невесты имела репутацию, как бы это сказать, небезупречную. Представлю их. Невеста – Мария Салиас-де-Турнемир; мать – писательница, известная под именем Евгения Тур. Но Евгения Тур – только псевдоним, на самом деле она Елизавета Сухово-Кобылина, родная сестра того самого Александра Васильевича Сухово-Кобылина, который оказался замешанным в убийство своей любовницы. Она побывала замужем за французским дворянином Анри Салиас-де-Турнемир, который за участие в дуэли выслан из России, где бросил на произвол судьбы жену с детьми. Тёща гвардейского офицера отличалась вольнодумством, состояла под негласным надзором, с сочувствием относилась к польским «патриотам»; к тому же её сын оказался замешан в студенческих волнениях…

В общем – не пара. Однако Гурко поступил по-своему. И, как оказалось, не прогадал! Они прожили с женой долгую и счастливую жизнь, в мире и согласии… У них родилось шестеро детей. И хотя судьба у всех сложилась очень по-разному… Но это уже другая история.

***

Русско-турецкая война: http://starodymov.ru/?p=24584

Николай Столетов: http://starodymov.ru/?p=338

О моём посещении Болгарии: http://starodymov.ru/?p=682