Немного об Афганистане, и не только
Начало: http://starodymov.ru/?p=34004
Предыдущая часть: http://starodymov.ru/?p=34587
Писательство – такое дело, что иногда приходится повествование начинать с банальности. Потому что нужно же хотя бы банальностью ввести в курс читателя, дать ему понять, о чём пойдёт речь.
Как вот теперь.
Состоит же начальная банальность предлагаемого текста вот в чём.
Международная политика складывается из превеликого множества частностей: от неких катаклизмов вселенского масштаба до невовремя открывшегося у великого полководца аллергического насморка.
Но в данный момент нас интересует только один аспект из этого многообразия. А именно: для проведения международной политики служат специальные чиновники, которых приято называть дипломатами. От их профессионализма нередко зависят судьбы стран и народов, причём, не только на день сегодняшний, но и на перспективу. То есть от дипломата требуется выстроить беседу со своим визави таким образом, чтобы извлечь от неё максимум пользы для своей державы – и на день текущий, и на череду дней последующих.
Исходя из этого, и следующий посыл становится очевидным.
Чем большим объёмом исходных данных владеет дипломат, тем больше у него шансов на успешное проведение переговоров.
Нет-нет, я понимаю, что при самой богатой исходной информированности дипломатическое задание можно провалить, например, если оппонент опытнее, да к тому же представляет сильную в военном и экономическом отношении державу. Однако при отсутствии достаточных исходных данных переговоры окажутся проваленными куда надёжнее.
Информация, информация и информация – вот непременные составляющие подготовки дипломата к ответственным переговорам. Информация и умение её анализировать.
…Любое государство существует в окружении других стран и народов; любое государство складывается из множества центростремительных и центробежных сил, которые всемерно стремятся друг друга нейтрализовать. Если центростремительная государствообразующая сила проистекает из центра, то разрушительные центробежные векторы непременно подогреваются извне.
Что там говорить!.. Мы с вами проживаем на территории государства, которое может служить нагляднейшим подтверждением приведённого утверждения.
После столь заумной преамбулы вернёмся к нашему повествованию.
Итак, Ян Виткевич по поручению Министерства иностранных дел России следует в Афганистан.
…Что такое Афганистан?.. Это государство, которое имеет вполне определённый абрис, увидев который значительная часть наших соотечественников тотчас распознают его.
Между тем, как и любое другое государство, полтора века назад Афганистан выглядел совершенно по-другому. Да и вообще… Кабул, Герат, Кандагар являлись, по сути, столицами самостоятельных – относительно, понятно – государств. Они то объединялись, то разбегались… На тот же Герат, скажем, на описываемый период вполне реально претендовала Персия – речь о чём ещё впереди…
И вообще, весь регион раздирали бесконечные усобицы.
…Природа вообще – жестокая сущность. Не потому, что она кровожадна, вовсе нет. Просто в природе действует закон, я бы сказал, баланса биомассы. Ради соблюдения его природа легко жертвует её излишками. И если в субстанцию этих излишков попадает человек, природа не считает нужным делать для нас с вами исключение.
Войны, эпидемии, какие-то катаклизмы, зовущие на баррикады завиральные идеи «пламенных революционеров», что от религии, что от социальных преобразований – всё это лишь инструменты из арсенала матушки-природы по регулированию уровня биомассы.
Я не знаю, представляет интерес мой личный интеллект для Мирового Разума – для природы я представляю собой всего лишь сформировавшийся на время девяностокилограммовый сгусток протоплазмы.
…Участок земной территории под названием Афганистан – это совокупность гор и пустынь, лишь кое-где прорезанных реками. Процентов пять, ну, может, чуть больше её территории пригодны для проживания человека. И они, эти мизерные проценты, в силах прокормить и напоить миллионов 10-15 населения. Всё! Все люди, которые рождаются в регионе сверх этого, автоматически становятся лишними желудками, сверхдопустимыми потребителями изначально ограниченных ресурсов…
Именно этим обстоятельством объясняется факт, что на территории Афганистана и сопредельных земель испокон веков непрерывно воевали. Другого способа регулировать численность здесь попросту не знали.
Соответственно, завоевать этот край, подчинить его невозможно – по той же самой, приведённой выше причине. А именно: край не может прокормить дополнительные рты, во-первых, и здесь каждый – воин, во-вторых.
Подкупить вождей и представителей духовной элиты, включив тем самым регион в сферу своих интересов – запросто; готовых занедорого продаться тут всегда хватало. Но при этом следует иметь в виду, что простой люд – слишком воинственный, слишком привык отстаивать понятия «моё» и «наше», чтобы стать надёжным и верным союзником. Любой посторонний, который пришёл на афганскую землю, на подкорковом уровне расценивается как соперник, как враг.
Расхожее представление о «людях Востока» утверждает, что все они гостеприимны, что они поголовно верные и надёжные соратники в войне, что если они приняли подарок, то никогда не предадут и не изменят… Как и любое другое утверждение в отношение значительных социальных групп, данное никак не соответствует действительности. История и в самом деле может привести сколько-то примеров, иллюстрирующих данное утверждение. Однако они – эти иллюстрации – могут как подтверждать максиму, так и опровергать её.
Нет такого универсального понятия, как «человек Востока»!.. Есть конкретные люди, и каждый из них может оказаться как вернейшим другом и союзников, так и отъявленным мерзавцем.
То же можно сказать и о представителях любого другого участка земной тверди.
И даже обобщающие утверждения, которые я привожу по поводу афганцев – тоже в значительной степени однобоко. Афганцы – разные, они могут кого-то принять, и ради кого-то чем-то жертвовать, даже жизнью.
Однако на первом месте у них стоят выгоды – далеко не всегда личные, чаще своего роду-племени!..
Отсюда – и заинтересованность участников «Большой игры» в привлечении местных вождей на свою сторону. Афганистан занимает большую территорию в самой серёдке Центральной Азии. Что и определяет его значимость для заинтересованных геополитических сил.
Поддержат Кабул и Герат англичан – абрис геополитического влияния Лондона выгнется на север до границ Бухары и Туркестана. Поддержат Кандагар и Гильменд Россию – сфера влияния Санкт-Петербурга распространится до самой Индии и Пенджаба…
Я уже писал выше…
Судьба сложилась так, что решение этой описанной в предыдущем абзаце дилеммы в течение некоторого времени в значительной степени зависело от нашего героя – поручика Оренбургской пограничной комиссии Яна Виткевича.
***
Дополнения:
Ещё немного о международной политике как таковой: http://starodymov.ru/?p=29053
Человеку свойственно рассматривать мир с позиции своего государства: http://starodymov.ru/?p=28106
Об Афганистане: http://starodymov.ru/?p=32463
О природе: http://starodymov.ru/?p=32975
Об Оренбургской пограничной комиссии: http://starodymov.ru/?p=34181
Николай, Афганистан это бедная земля. И это главная причина его непотопляемости. А беря в учёт развитость народа и его отношение к религии, да и само вероисповедание, он и вовсе становится никому всерьёз не нужным. То есть не пригодным для проживания. А взять карту мира и ткнуть в любое государство пальцем, то это государство тоже окажется никем не завоёванное. С уважением Юрий.
Эк ты меня припечатал, Юрий! Не разобрался я в истории, не изучил вопрос…
Впрочем, я всегда говорю: если читатель не понял, виноват автор – не смог объяснить свою точку зрения.
Зарубка на будущее: в последующих главах вернуться к вопросу