280 лет назад состоялся суд над Волынским

Впервые об Артемии Волынском я ещё в детстве прочитал в знаменитом романе Ивана Лажечникова (см.: http://starodymov.ru/?p=30020 ) «Ледяной дом». Естественно, и воспринял личность Артемия Петровича именно так, как его показал писатель – последовательным и бескомпромиссным борцом против засилья при Дворе иноземцев, отстаивавшем интересы России и русских в своём Отечестве…

Что тут скажешь? Реальный образ Волынского бесконечно далёк от этого умилительного его описания. Взяточником он оказался, казнокрадом, мог ни за что ни про что жестоко наказать человека…

Когда Артемий Петрович состоял наместником в Казани, местные чиновники в буквальном смысле слова на своей шкуре испытывали его необузданный нрав… Когда по велению и хотению сумасбродной Анны Иоанновны (см.: http://starodymov.ru/?p=32233 ) возвели Ледяной дворец (см.: http://starodymov.ru/?p=17005 ), именно Волынский арестовал и самолично отколотил палкой Василия Тредьяковского, принуждая того написать хвалебную оду этому сооружению, который попытался уклониться от подобной сомнительной чести.

…К рассматриваемому вопросу данная реплика прямого отношения не имеет, а потому – только штрихом. Должен сказать, лично у меня отношение к Ледяному дворцу отличается от общепринятого. Его вполне можно считать шедевром – ничего подобного изо льда не создавалось ни до того, ни после. Почему мы сегодня ледяные скульптуры признаём произведениями, конкурсы проводим, а тот, давний дворец относим к области маразма?..

Итак, моё мнение. Ледяной дворец – это шедевр. Если, конечно, отрешиться от цели, ради которого его возвели…

Но вернёмся к «герою» данной публикации.

В течение довольно долгого времени Артемию Волынскому удавалось оставаться удачливым царедворцем, ловко маневрировавшим в полном опасностей коловращении придворных интриг. Он даже состоял кабинет-министром при императрице Анне Иоанновне. Однако в конце концов запутался в собственных интригах. Всё сложилось так, что он оказался неугоден сразу нескольким могущественным царедворцам, которые ради того, чтобы его свалить, на время объединили свои усилия. Вчерашние (и завтрашние) враги Эрнст Иоганн Бирон и Генрих Иоганн Фридрих (Андрей Иванович) Остерман, при содействии генерал-прокурора Никиты Трубецкого (см.: http://starodymov.ru/?p=33275 ) добились-таки от императрицы решения о начале следствия над Волынским. По сути, Артемий Петрович стал жертвой банальной придворной зависти – слишком большое влияние обрёл у царицы.

Ну а когда началось следствие, тут пошло в ход всё: и вздорное обвинение, что он собирается наследовать царский трон у Анны Иоанновны, и что готовит переворот в пользу Елизаветы Петровны (см.: http://starodymov.ru/?p=23825 )… Как говорится, «ври больше – что-нибудь, да останется»…

Что доподлинно имело место в действительности, так это его рукописи, в которых содержались проекты и предложения по проведению в стране ряда реформ. В частности, в «Генеральном проекте о поправлении внутренних государственных дел» он предполагал более широкое привлечение к управлению страной дворянства, а также ряд других реформ.

Поначалу Артемий Петрович, судя по всему, не отдавал себе отчёт о том, насколько угрожающе серьёзно его положение – он хорохорился, всё отрицал, и, очевидно, рассчитывал на милость государыни. Однако по мере того, как вал «компромата» нарастал, начал признавать свои вины и каяться. Оно ведь как – под пыткой в чём ни признаешься!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=9899 )

Единственное, в чём оставался твёрд до конца – не допустил ни единого оговора в адрес царевны Елизаветы…

Суд состоялся 19 июня 1740 года, он приговорил Волынского и несколько его «сообщников» в смертной казни, а детей его – к ссылке в Сибирь.

Через пять месяцев Анна Иоанновна умерла, эпоха Бирона закончилась – Артемий Петрович до этого времени не дожил.