АЛЕКСАНДР
МОСКВА
Годунов, Власьев
3 апреля 1603 года
Ищите, и найдёте, стучите, и отворят вам.
Матф.,7,7; Лука,11,9
Забот у дьяка Посольского приказа Афанасия Власьева* имелось очень много. Причём, встречи с иноземными послами занимали времени не так и много. Других дел хватало.
В частности, он подолгу разговаривал с людьми, которые прибывали из-за границы – гонцами, купцами, священниками, посланниками… Даже с боярами – зная о близости дьяка к царю, даже самые высокородные из них не считали зазорным для себя пообщаться с главой Посольского приказа. Захаживали к Власьеву и совсем уж непонятные люди – калики перехожие, нищеброды, странствующие монахи, по самому внешнему виду которых явствовало, что пришли они издалече.
Объявлялись в приказе и монахи, прибывавшие в Москву из далёкого Царьграда, иначе Константинополя*. А наезжали они сюда частенько. Христовой церкви под исламским полумесяцем жилось несладко. Вроде и притеснений особых басурмане не чинили, но пребывала христова церковь на положении пасынка. Вот и наведывались к московскому патриарху – за денежным вспомоществованием, за иконами… Для странников с Афона по велению царя даже специальное подворье построили в Китай-городе. Пришлые рассказывали главе Посольского приказа о том, что творится в османских землях. Для дьяка Власьева прибывшие издалече православные иноки оказались надёжными источниками информации о положении дел в регионе, о состоянии османской армии, о проводимой султанским Диваном политике.
Регулярно приходили донесения от многочисленных посланников, находившихся при иноземных дворах. Сашка видел некоторые из этих писем. О чём в них только ни сообщалось! Посланники писали о том, что говорят при европейских дворах о Московии и царе Борисе, о том, каковы взаимоотношения страны, в которой они находятся, с соседями, рассказывали о ценах на различные товары, давали характеристики различным людям – не только монархам, но даже фаворитам, опальным вельможам, полководцам, любовницам… А ещё передавали сплетни, слухи, писали о добыче полезных ископаемых, особенно драгоценных металлов, о том, какую продукцию и в каком количестве производят мануфактуры, о том, что в страну ввозится и что вывозится, в чём она нужду имеет…
Сашка иной раз просто в тупике оказывался, не мог понять, зачем тратить время и бумагу на описание совершенно ненужных, на его взгляд, вопросов. Ладно ещё, когда речь шла о пушках, мушкетах или, скажем, порохе – Сашка понимал, насколько важны такие сведения; но всё остальное… Однако Власьев послания читал внимательно, ни разу не выразив досады на пустопорожние сведения. Наверное, и эта пустопорожняя шелуха зачем-то ему нужна, – рассуждал младший Кривоустов.
Некоторые же письма вообще невозможно оказалось читать. Сашка скоро узнал, что они написаны тайным шифром, порядок прочтения которых знал один лишь Власьев. Эти послания дьяк оберегал особенно тщательно, запирал в особый сундучок, ключ от которого всегда носил с собой.
…Как-то, будучи в добром расположении духа, он рассказал Сашке по его просьбе о тайнописи.
- Потребность передать тайное послание имелась у человека всегда. Даже у простого человека, а уж у правителя – тем паче! – говорил Афанасий Иванович, удобно развалившись на сиденье. – Соответственно, и способы передачи секретов придумывали всегда, и до сих пор придумывают. Известен случай, когда некий древний… Ну, не знаю, полководец, вельможа… В общем, кто-то из древних отправил тайное послание таким образом. Приказал наголо обрить голову раба, сделал на ней татуировку с посланием, а потом дождался, пока отрастут волосы, после чего и отправил невольника к нужному человеку…
- Долго это, – заметил Сашка.
- Конечно. Потому способы придумывают другие, – согласился Власьев. – Простые шифры используют простой метод замены знаков. Вместо одной буквы пишут другую, или ставят арабскую цифру… К слову, сами слова «шифр» и «цифра» в арабском языке одного происхождения… Или значок могут поставить какой-нибудь вместо буквы, знак зодиакальный, например… Букву из другого алфавита… В общем, простая замена. Писали слова наоборот, или только согласные буквы, пропуская гласные… Главное ведь, чтобы тот, кому послание адресовано, знал, как его прочитать, а посторонний – не смог бы. Разгадка эта называется ключом.
- Потому как отпирает послание, как замок? – засмеялся Сашка.
- Вот-вот, – усмехнулся Власьев. И продолжил: – В общем, ты понял. Но есть и другие способы, посложнее. Был такой в Англии замечательный ученый монах, Роджер Бэкон*…
- Там сейчас лорд Бэкон есть, – блеснул знаниями Сашка, услышав знакомую фамилию.
- Да, наверное, они родственники – стародавний монах Роджер и нынешний королевский адвокат Френсис, – кивнул Власьев. – Так вот, монах Бэкон, который, к слову, жил лет триста назад и являлся профессором и доктором богословия, написал книгу «Тайные опыты и недействительность магии». В этой книге он описал несколько различных способов зашифровки посланий. Эта книга стала как учебник для всех, кто желает разработать новый способ тайнописи. Рассказывали, что Бэкон со своим учеником изготовили медную голову и пытались с помощью магии сделать так, чтобы она могла передавать послания. За это его осудил церковный суд и он на 14 лет оказался запертым в темнице…
- Правильно, за колдовство так и следует, – перекрестившись, отозвался Кривоустов.
- За колдовство следует, – согласился Власьев. – Только в жизни часто так случается, друг мой Сашка, что человека осуждают не за подлинные грехи, а за те, которые ему приписывают, – добавил он, явно имея в виду что-то, не имевшее прямого отношения к рассказываемой истории. Потом продолжил: – Оно и с другой стороны посуди: такого учёного на столько лет оторвали от науки – кто от того выиграл?.. Не так всё просто в этом мире, юноша!.. – хлебнув из кубка, Власьев продолжил: – А потом там же, в Англии, жил ещё один человек, который разрабатывал науку о тайнописи. Это был Джеффри Чосер…
- И он тоже англичанин? – уточнил Сашка.
- Да, английская разведка одна из самых лучших, – подтвердил Власьев. – А разведка без тайнописи немыслима.
Об английской разведке он проговорил быстро и тотчас перевёл разговор дальше. Кому, как не ему, было известно, что уже на протяжении длительного времени проживавшие в Москве, Ярославле и других городах России представители лондонской Московской компании занимаются отнюдь не только торговыми, но в значительной степени и шпионскими делами. В этом грешны и Горсей, и Боус, и другие посланцы… В частности, англичанам очень хотелось организовать дело так, что сибирские меха утекали на Остров, а не пополняли московскую казну, и для достижения этой цели они прилагали немалые усилия. Между тем, лиши бюджет царства данной статьи дохода – и государству тут же придёт конец!..
Но говорить об этом, тем более с юным помощником, Власьев не собирался.
- Так вот, этот Чосер являлся не только великим поэтом, но и послом английского короля в различных странах – во Франции, Италии, Венеции… – продолжал дьяк. – И он разработал несколько сложных шифров, которые очень трудно оказалось разгадать. Например, так называемый магический квадрат. Это уже посложнее, чем простая подмена, о которой я говорил. Представь себе квадрат, расчерченный четыре на четыре клетки. В них проставлены числа от одного до шестнадцати, таким образом, чтобы в каждой строке, столбце и по горизонтали сумма чисел давала одно и то же число – 34. Затем нужные слова вписывались по одной букве в клетки в порядке, как указано порядком цифр. Ну а потом буквы переносились на бумагу построчно. В результате получался бессмысленный набор букв, прочитать которые мог только тот, кто знал секрет магического квадрата.
- Сложно, – заметил Сашка.
- Сложно, – согласился Власьев. – Зато надёжно… Есть немало и других способов зашифровки. Сарацинский учёный Шахаб аль-Кашканди в книге «Шауба аль-Аша» изложил семь систем шифрования текстов.
Сашка смотрел на своего начальника с благоговением.
- И вы все эти книги читали? – с восхищением спросил он.
- Что ты! – засмеялся Афанасий Иванович. – И в руках их не держал!.. Просто когда пришлось разрабатывать шифры для наших посланников, я поинтересовался историей вопроса, чтобы не идти по пути, который уже прошли другие. Да и ошибки не совершать, которые уже совершили до меня…
- А о чём пишут наши посланники в секретных письмах?..
Власьев поглядел на него с усмешкой.
- Они потому и секретные, чтобы о них посторонние не знали!..
Сашка вспыхнул от смущения.
***
Примечания:
О романе «Кривоустовы»: http://starodymov.ru/?p=28937
О дьяке Власьеве: http://starodymov.ru/?p=3507
О Константинополе: http://starodymov.ru/?p=33256
О Роджере Бэконе: http://starodymov.ru/?p=29835
О Джероме Горсее: http://starodymov.ru/?p=335
О Иерониме Боусе: http://starodymov.ru/?p=286
О пушном экспорте: http://starodymov.ru/?p=16468
К записи "Из истории шифровального дела. 5 мая – День шифровальщика в России" пока нет комментариев