24 апреля – Всемирный день защиты лабораторных животных

Частично я об этом уже писал (см.: http://starodymov.ru/?p=401 )…

Давайте уж начистоту! Что, думаете, мне чисто по-человечески не жалко всех этих зверушек – мышек, собачек, мартышек, которых используют, по словам почтальона Печкина, «для опытов»?.. Жалко, конечно – душа-то у меня есть… Но что поделать, если эксперименты по созданию, скажем, лекарств, по разработке операционных технологий приходится опробовать именно на животных!..

Выбор-то у нас небогат: либо сначала на мышке да мартышке, либо сразу на человеке!..

Это бесспорно жестоко. Мы сами себя возвели на пьедестал в качестве высшего животного планеты и теперь всю окружающую среду пытаемся превратить в источник для собственного обеспечения. Справедливо ли это?.. Конечно, нет!.. Так давайте откажемся от этого, вернёмся в мир природы и попробуем жить подобно прочим животным!.. (см.: http://starodymov.ru/?p=30464 )

Не хочется?.. Мне, признаться, тоже.

А потому приходится признавать, что мир устроен именно таким, как мы его видим. И лабораторные животные в нём присутствует как неизбежная данность. Это махровый общечеловеческий эгоцентризм, даже шовинизм, однако пусть лучше мышки и собачки, чем люди – представители «низшей расы», как то практиковалось, да и продолжает (не сомневаюсь в том) практиковаться в совершенно закрытых лабораториях в некоторых странах мира.

…Когда-то мне рассказали об одном эпизоде образца 1991 или 1992 годов. Тогда как раз происходил раздел армии – о том, как это происходило на практике, я уже писал (см.: http://starodymov.ru/?p=5266 ).

Так вот, командир сверхсекретной части, оставшейся на территории Казахстана, сумел пробиться на приём к Назарбаеву. Когда он доложил, чем занимались на одном из островов Аральского моря, Назарбаев схватился за голову: он даже не представлял, что такое возможно. А именно: там размещался исследовательский центр по изучению страшнейших болезней человечества, и изыскания средств борьбы с ними. Соответственно, в распоряжении Центра имелся целый банк штаммов всевозможной заразы…

Уж так было на самом деле, и не совсем, не суть важно. Главное, что такие лаборатории у нас имелись – что вполне закономерно! Иначе мы бы с эпидемиями не справились: http://starodymov.ru/?p=1055 .

Что же касается рассказанной выше истории… На днях по телевидению показывали сюжет о трагедии Аральского моря. Там как раз говорилось, что тот остров перестал быть островом и теперь местные жители опасаются, как бы в бункерах чего ни сохранилось, как бы ни произошла утечка…

Но в данном случае речь идёт о том, что там же, в той лаборатории, в период её функционирования содержались те самые подопытные мышки, собачки и обезьянки – своими жизнями они опосредованно спасали жизни человеческие!..

А «чумной» форт близ Кронштадта на Балтике!.. Благодаря самоотверженной деятельности работавших здесь исследователей отечественная вирусология всегда шла в авангарде общемировой науки.

И подобных примеров можно приводить немало.

Именно потому собакам Павлова поставили памятник… И несчастной Лайке нужен памятник… И многим ещё животным, которые своими жизнями спасали и спасают людей.

Но только так будет и впредь: от экспериментов на животных наша наука и медицина избавиться не смогут, наверное, никогда.

Ну и ещё… Недавно по телевидению выступала представительница практической хирургии. Она высказалась вот о чём. В советские времена будущие хирурги оперировать учились сначала на лягушках, потом на трупах… А теперь обучение стало гуманнее: оно происходит на манекенах и по монитору… А это – совершенно иной уровень получения навыков.

Мышек жалко. Но что ни говори, а человека всё же жальчее!..