«МАСТЕР-КЛАСС АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ» – РЕИНКАРНАЦИЯ МОЕГО «БОЕВОГО ДНЕВНИКА АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ»

Для начала хочу сказать о своём произведении самое главное. Это дневник – именно дневник и ничто иное.

В книге не проводится реконструкция и анализ событий, здесь нет главного героя, который без страха и упрёка бросается в атаку на вражеские амбразуры. Здесь идёт просто описание событий, какими я их видел осенью 1985 – зимой 1987 годов на земле Афганистана.

Вот таким я тогда был (сижу в центре)

Мне передавали, что некоторые большие начальники – участники тех событий, высказывали недовольство изложенным: мол, нужно было у них проконсультироваться. И в интернете я читал, что другие участники, опять же, описываемых событий, видели их иначе. Даже на вечере, о котором пойдёт речь, в одном из выступлений проскользнули критические нотки: мол, нужно вернуться к теме, и кое-что усилить, кое-что дополнительно написать.

Так вот, друзья мои, отвечаю раз и навсегда. Это – дневник! Дневник ответственного секретаря многотиражной газеты «Гвардеец» 5-й гвардейской Зимовниковской мотострелковой дивизии капитана Николая Стародымова – человека своего времени, со своими представлениями о том, как и что должно быть, и личным видением того, что происходит. Я сегодня изложил то, что видел тогда, и глазами человека, который жил и ходил на «боевые» тогда, с тогдашним багажом знаний и идеологической составляющей моего существа. Именно так и следует воспринимать написанное – не как попытка поведать миру истину в последней инстанции, а как частное мнение рядового офицера о виденных им событиях.

Председатель Исполкома Международного сообщества писательских союзов, в аппарате которого мне выпало сегодня трудиться, Иван Переверзин, увидев эту книгу, спросил у меня, всё ли правда, что написано в «Дневнике». Что тут скажешь? Правда вообще штука непростая… Потому отвечу так. Вранья в моей книге нет. И приукрашивания действительности тоже. А вот умолчать кое о чём – умолчал. Ну в самом деле, всегда ли нужно вытаскивать на свет божий всё грязное бельё? Кое-что я показал – и будет!..

Ну а теперь – вернёмся к нашим баранам.

Зачем человек проводит презентацию своей книги? Наверное, кто-то может это изложить. А я так для себя и не определился. Я так до конца и не определился, зачем это мероприятие мне понадобилось.

Брат Георгий по его окончании спросил, доволен ли я мероприятием, вернее, удовлетворён ли я им. И скептически встретил мой ответ, когда я сказал, что не знаю. И в самом деле ведь не знаю.

Скажу иначе. Одной из целей презентации являлось собрать вместе друзей, уважаемых мною людей, тех, о ком и для кого написана книга. И поговорить о ней, о книге. Ну а также мне очень хотелось поделиться мыслями и мечтаниями о моей книге будущей. Так вот, встреча состоялась, друзья собрались, пообщались, многие познакомились между собой – это хорошо. А вот разговор получился не таким, как я хотел. Правда, с другой стороны, я изначально знал, что разговор пойдёт в значительной степени не так, как рисовался в мыслях – опыт показывает, что именно так чаще всего и бывает.

По окончании вечера ко мне подошла моя коллега по редакции газеты «Красная звезда» и моя давняя добрая знакомая Ирина Павлюткина, поздравила и всё такое, а потом добавила, что если бы я обратился к ней, она бы помогла организовать мероприятие. Что ж, у Ирины опыт немалый, она бы организовала, не сомневаюсь, да только дополнительно обременять никого не хотелось – как уж сумел, так оно и прошло.

На мероприятие собралось человек пятьдесят. Показательно, что аудитория сформировалась в первую очередь по признаку дружеского отношения. Ветеранские организации и ветеранские журналы и газеты в большинстве своём приглашение проигнорировали. Ну и ладно – в коллективе друзей было теплее.

Мои друзья Владимир Кошелев и Вадим Арефьев - ну как же без прекрасной дамы-то!

К слову, хочется отметить мимоходом. Некоторые из моих друзей, получив приглашения, ответили по электронной почте или по телефону, что по неким причинам не имеют возможности присутствовать. Что тут скажешь? Жизнь есть жизнь, никуда не денешься. А вот если люди приглашение принимают, а потом не приходят, тут уж цепляет.

Забавно, к слову, но дали согласие на участие и не пришли представители редакций всех трёх изданий, в названии которых присутствует слово «брат»: «Боевое братство», «Воинское братство» и «Побратим». Ну что ж, о кризисе в ветеранском собратстве я уже писал неоднократно.

В принципе, на только что описанном факте можно было бы не акцентировать внимания, если бы предлагаемая вниманию собравшихся книга не являлась «афганской» по сути своей.

Однако – о презентации, о презентации!!!

Вполне понятно, что то, о чём я сейчас пишу, перекликается с тем, о чём я говорил на встрече.

Например, о том, что поэту или барду творческие вечера проводить легче, чем прозаику. Даже если будешь самым гениальным декламатором, слушать тебя аудитория три часа не станет. Нужны перебивки.

Понимая это, я пригласил на вечер свою добрую знакомую – великолепную певицу и прекрасную женщину Марию Павлову. Не сразу, но она согласилась выступить. И потому очень большой вопрос, от чего собравшиеся получили большее удовольствие – от моих монологов и речей гостей, или же от пения Марии. (На моём сайте, в разделе «Фонотека» имеется запись в её исполнении).

афиша

Начал я вечер вполне логично: с истории рождения на свет презентуемой книги. А дело было так.

Это я показываю свои афганские дневники

В период своей службы в Афганистане я вёл дневник. В принципе, это не приветствовалось, я даже знавал офицеров, которые пострадали по службе за такие дела. Однако я делал записи, и потом вывез их в Союз беспрепятственно. На таможне у меня скрупулёзно пересчитали количество авторучек, часов и модных тогда платочков с люрексом, не обращая внимания на тетради и даже на годичную подшивку дивизионной газеты «Гвардеец».

Многие годы эти тетради лежали у меня в пакете на антресолях. Иногда, при подготовке каких-то материалов, я в них заглядывал, выковыривал некий факт, да и прятал снова.

Сначала я записывал в блокноты непосредственно во время боевых выходов...

И вот весной 2008 года оказался в кардиологическом отделении московской городской больницы №15. Когда лежишь в подобном учреждении, невольно задумываешься о бренности бытия, а также о том, что неплохо бы время от времени подводить итоги, промежуточные, разумеется, прожитого и гасить задолженности, которые неизбежно образуются на жизненном пути.

...а вернувшись, аккуратно переписывал всё в тетрадь, даже со схемами

Вот тогда я отчётливо осознал, что дневники непременно нужно расшифровать и разместить хотя бы в интернете. В советские времена, когда умирал писатель, создавалась специальная комиссия по его творческому наследию, которая разбирала его архивы и принимала решение, что представляет собой культурную ценность, а что можно отправить в макулатуру. Нынче – иное…

Нет, ну право же, при всех грехах и недостатках советской власти, забота о человеке стояла на другом уровне, куда более высоком. Сейчас, конечно, свои достоинства тоже имеются, но только… Впрочем, не о том сейчас речь, в политику не полезу.

Короче говоря, понял я, что валяющиеся на антресоли дневники – это непростительный грех. Звучит, конечно, патетично, однако факт ведь: грех перед памятью павших, перед теми ребятами, о подвигах, и даже просто о военных буднях которых по моей прямой вине никому не известно. Ведь в случае чего, отправились бы эти тетради прямиком в макулатуру!

В общем, осознал. Вышел я из больницы и взялся за дело. Расшифровывал записи, и по частям размещал их в интернете на сайте «Арт-оф-Вар» (не помню, как он пишется по-английски, потому воспроизвожу, как мы его называем). После некоторых размышлений решил действовать по такой схеме. Текст собственно дневника воспроизводил дословно, как было написано в подлиннике, только с незначительными сокращениями. А параллельно в скобках помещал «Дополнения», в которых пояснял некоторые моменты, или же приводил современное видение ситуации.

Много на меня тогда выплеснулось негатива, многие читатели накинулись на тексты, да и на меня лично, такие оскорбления полились… Дважды я бросал начатое. Однако неизменно находились благожелательные люди, которые поддерживали меня, убеждали довести дело до конца. Что я и сделал в конце концов.

А потом раздался звонок из издательства «Яуза». Мне предложили издать мои «Афганские дневники» отдельной книгой. Я честно сказал, что буду очень рад этому, однако не уверен, что такая книга окажется востребованной рынком. Мне ответили примерно так: мы лучше разбираемся в конъюнктуре, а потому лучше знаем, что издавать, а что нет. На такой аргумент возразить оказалось нечего – и книга вышла под названием «Боевой дневник Афганской войны». Какое-то время до меня порой доходило, что книга в определённых кругах прозвучала, даже обсуждалась, получила как положительные, так и отрицательные отзывы… Да и заглохло дело.

И вдруг – предложение переиздать книгу. Разумеется, я согласился. И вот книга вышла. Правда, к моему «Дневнику» подверстали два рассказа – Владислава Еремеева и Геннадия Должикова. И в результате книга стала сборником, ну да для меня это принципиального значения не имеет.

По окончании вечера ко мне подошёл мой добрый друг Александр Бабакин –коллега по творческому цеху, и тоже офицер запаса. И высказался, что неплохо было бы пригласить на презентацию и представителей издательства «Яуза». Отвечаю: приглашал, хотел сказать издателям доброе слово при всех собравшихся. Не пришли. Потому спасибо моё – заочное!

Должен признаться, что подобное мероприятие я проводил впервые в жизни. Потому, конечно же, не справился бы без помощи друзей. Воспользоваться залом в Культурном центре Вооружённых сил России (бывший Центральный дом Советской армии) мне посоветовал Валерий Рокунец.

Там мне помогли начальник отдела культуры Владимир Лужбин и заведующая Мемориальным залом, Заслуженный работник культуры России Лариса Наумова – огромное спасибо им за это!

Афишу изготовила сотрудница «Общеписательской Литературной газеты» Елена Степанова.

Ниже пойдёт речь о том, кто на вечере выступал и что говорил – я бы в волнении этого ничего не запомнил, и вести записи любезно согласилась очаровательная Наталья Колчанова.

Сергей Сальников и Валерий Монастырёв

Александр Овчинников - рядом с прекрасной дамой!

Татьяна

Фотосъёмку осуществляли Сергей Сальников,  Александр Овчинников, а также обаятельная Татьяна.

Михаил Матюхин

Киносъёмку вели Валерий Монастырёв, Михаил Матюхин, Игорь Павлов – правда, что уж у них получилось, я ещё не видел. Так что посмотреть на происшедшее со стороны мне ещё предстоит.

Мы с братом

Гостей встречал и сопровождал в Белую гостиную брат мой Георгий.

А за водичкой в магазин бегал сын Александр – как-то так получилось, что объективы несправедливо обделили его вниманием.

Помогал в хозяйственных хлопотах и Александр Хвастов, недавно выпустивший книгу, о которой при случае расскажу.

Владимир Шерешевский

Владимир Шерешевский, мой одноклассник, с которым мы просидели с 6-го по 10-й классы за соседними партами,  по окончании вечера, несмотря на жуткие московские пробки, взялся развезти по домам несколько участников мероприятия – насколько позволяла вместимость его машины.

Сергей Горленко и Александр Витковский

Да вообще, все готовы были помогать, и все помогали. Спасибо, друзья!

Волновался я, конечно, здорово. Отдавая себе отчёт, что писать я умею лучше, чем говорить, заготовил некоторое количество текстов из моих книг. Прочитал, правда, из них всего ничего, однако уверенности, что заминки в течении вечера не возникнет, они придавали.

Ну что за прелесть наша Маша!

Вновь выскажу доброе слово в адрес Марии Павловой. Талант. Талант!!!

Она выходила трижды, спела по три песни. И спасибо тебе большое! Мария не только давала возможность мне перевести дух, но и помогала регулировать временные рамки – как мне самому, так и некоторым выступавшим.

Она тщательно подошла к формированию репертуара выступления. Наверное, уже это могло бы послужить уроком для юных вокалистов, которым ещё предстоит выступать в различных аудиториях.

Первый блок её песен посвящался войне 1812 года. Мария сочла, что коль аудитория состоит в значительной степени из людей военных, то им данная тема должна быть близка. Сюда вошли «Романс Настеньки» (Генералам 1812 года) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» (авторы Андрей Петров и Марина Цветаева); «Песенка кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья» (Исаак Шварц и Булат Окуджава); «Песня гусар», больше известная как «Давным-давно», из кинофильма «Гусарская баллада» (Тихон Хренников и Евгений Гладков).

Второй блок выступления певица назвала «Ретро-шлягер», что также вполне логично, учитывая, что в гостиной собралось немало ветеранов. И здесь сказался изысканный вкус певицы: прозвучали песни «Есть только миг» из кинофильма «Земля Санникова» (Александр Зацепин и Леонид Дербенёв); «Твои следы» (Арно Бабаджанян и Евгений Евтушенко); «Желаю вам!» (Юрий Гуляев и Роберт Рождественский).

Ну и третий блок назывался «Кино-Оперетта». Здесь прозвучали «Лирическая песенка» из кинофильма «Сердца четырёх» (Юрий Милютин и Евгений Долматовский); «Романс Змеюкиной» из музыкальной комедии «Свадьба с генералом» (Евгений Птичкин); песенка Пепиты из оперетты «Вольный ветер» (Исаак Дунаевский).

Ну согласимся: прекрасный, продуманный подбор репертуара.

К слову, было бы несправедливо не отметить и пришедшего с Марией концертмейстера Алию Рысалиеву. Мне на следующий день звонил один из гостей и сказал, что много лет занимался музыкой и оценил мастерство пианистки высшим баллом.

А ещё к роялю несколько раз садился мой старый добрый товарищ Александр Савицкий, редактор Военно-художественной студии писателей. И как он играл!..

Итак, я заготовил тексты. Прочитал всего несколько из них. Не знаю, со стороны, конечно, виднее, но, по-моему, более или менее выбор оказался правильным. Только на одном, самом первом тексте я прокололся, почувствовал, что он великоват по объёму, а потому и чтение его я скупировал.

На всякий случай: я читал тексты, которые размещены на моём сайте. А именно: Парадная зала моих мыслей, Что такое ТВД, О мужской сущности. Мог прочитать, однако не хватило времени: мои мысли о предательстве генерала Александра Лебедя, Оптимисты и пессимисты в СМИ (размышления о беседе и Ириной Гришиной), Мысли о национальном вопросе, и некоторые другие.

Виталий Струговец и Ирина Павлюткина, левее - Александр Хвастов

Ну а теперь – о выступавших.

Под перекрёстным прицелом объективов - Владимир Счепицкий

Владимир Счепицкий говорил о том, как мы с ним взаимодействовали, когда оба являлись сотрудниками Организации «Боевое братство». А я счёл нужным рассказать о новом проекте Владимира Ильича. Он в своё время создал и уже многие годы развивает портретную галерею «Долг и память. Мы – сыновья твои, Россия!». И сейчас реализует новую идею: создать портреты наших выдающих киноактёров, сыгравших роли, на которых воспитывались  патриотизму мы – Тихонова («Семнадцать мгновение весны»), Олялина («Горячий снег»), Никулина («Они сражались за Родину»), Ульянова (в роли Жукова) и других. (На своём сайте я об этом проекте рассказывал).

Владимир Хохлов

Президент организации выпускников нашего родного Донецкого высшего военно-политического училища Владимир Хохлов рассказал о нашем с ним многолетнем сотрудничестве.

Стрижнёв Станислав Иванович

Станислав Иванович Стрижнёв нынче занимается сбором материалов для формирующегося Музея Афганской войны. На описываемом вечере я объявил, что в этот музей передаю весь свой архив: дневники, подшивку газеты «Гвардеец», в редакции которой служил в Афганистане, другие уцелевшие бумаги (листовки, например, памятки), а также подшивку журнала «Боевое братство» за весь период, когда я трудился в нём в должности главного редактора. В ответ Станислав Иванович обратился к присутствовавшим с предложением присоединиться к моему почину и также передать в музей сохранившиеся с той войны раритеты.

Поэт не может не ценить Её Величество Красоту! Хайдар Бедретдинов (творческий псевдоним просто Хайдар) первым делом устремился с цветами к певице… По его словам, мы присутствовали на концерте Марии, паузы между выступлениями которой заполнял я. Ну что ж, может, со стороны так и выглядело…

Ну а потом тоже рассказал о нашем с ним сотрудничестве.

На переднем плане - Николай Кирмель

Я прочитал свои размышления о том, что является грехом человека перед его Родиной.

Писатель и публицист, один из лидеров отечественного пан-славянизма, Николай Кикешев подхватил эту мою мысль, развил её… И предрёк, что моё творчество обязательно со временем будет оценено. Спасибо, тёзка, спасибо, друг!.. Только я в тот момент вспомнил Малыша из мультфильма: если я стою так дорого, то нельзя ли получить немного наличными сегодня?.. Тем более, что я постоянно в течение вечера обращался к моей будущей книге, которая станет событием в отечественной  исторической литературе.

Поэт и Заслуженный деятель культуры России Александр Савицкий сказал откровенно, что когда взял в руки книгу, не думал, что она его настолько зацепит. Он-то как и раз расценил то, о чём шла речь в самом начале: что это дневниковые записи, и ценность их в том и состоит, что в них война описывается глазами конкретного человека.

Женщина не только крутит мужчиной, но и любит это подчёркивать

Светлана Медведева – председатель Философского клуба «Война и мир». Клуб, а точнее уж будет сказать, Светлана, ведёт несколько масштабных патриотических проектов, в частности «Мама, я вернулся» и «Горжусь своим Дедом! Горжусь Отцом!». Медведева также обратилась к моему прочитанному отрывку и назвала его программным документом патриотов России.

Мой добрый друг и замечательный писатель-историк Александр Торопцев обратил внимание собравшихся на такой факт: за всю историю Русская армия сама по себе не проиграла ни одной войны, и в то же время в стране нет ни единого памятника Русской армии.

Выступление известного военного поэта и общественного деятеля Владимира Кошелева получилось пространным и многоплановым. Он сам человек пишущий, автор ряда книг… И потому Владимир со знанием дела посетовал, что писательский труд – дело неблагодарное, и оно не прокормит. Увы!..

Ну а Валерий Рокунец, заместитель главного редактора газеты «Энергетика» и мой товарищ по учёбе в Гуманитарной академии Вооружённых сил (бывшая Военно-политическая академия им. Ленина, а ныне Военный университет Министерства обороны) говорил о воспитательной, воспитующей роли советского, российского офицерства.

Замечу, что почти о каждом человеке, которого я здесь упоминал, на моём сайте я уже писал.

Ну и в завершение. Спасибо всем, кто пришёл, и кто хотел прийти, да не получилось! Спасибо всем, кто оценил моё творчество! Спасибо всем, кто высказал добрые слова – как с трибуны, так и в кулуарах! Спасибо всем, кто на следующий день позвонил или написал по электронной почте с поздравлениями!

В центре Бежан Намичеишвили, справа Александр Торопцев

Я ведь и в самом деле не знаю, удалось мероприятие или нет. Для того, чтобы это понять, нужно смотреть на него со стороны, и при этом хотя бы относительно объективным взглядом. Поэтому я скажу просто: я очень надеюсь, что собравшиеся не пожалели о потраченном времени. К слову: большинство гостей оставались в зале до самого конца, до десяти часов вечера, когда нас вежливо попросили освободить помещение – и сотрудникам Культурного центра также требуется отдыхать.

Вот такую корзину цветов мне поднесли!