2006 год

Об Организации «Боевое братство», его людях и делах

Мне - ровно 50

Пять лет назад, в 2006 году я праздновал свой «полтинник» – пятидесятилетний юбилей. Это проходило в стенах здания центрального офиса Организации «Боевое братство», что по улице Красина. Так получилось, что это торжество оказалось своего рода знаковым. Не само по себе, конечно, нет, не настолько я там сам по себе являлся некой  знаковой фигурой – это просто совпадение. Но именно в тот период в самой Организации «Боевое братство»  всё более очевидным стало нарастание внутренних противоречий, резко снизивших авторитетность этой ветеранской структуры. Свидетельством этого может служить тот факт, что устроенный мною юбилей оказался последним – после меня никто и ни разу не праздновал свой день рождения в стенах «Боевого братства» столь широко, с приглашением всех трёх этажей.

И тем досаднее, что с того торжества у меня не осталось ни одного фотоснимка. Мой товарищ, который обещал стать фотохронистом данного события, днём отлучился с рабочего места, где-то встретил своего старого приятеля, они куда-то зашли – и не явился на вечер. Впоследствии приятель великое множество раз извинился, и я его простил, конечно, однако ситуацию это не исправило.

Вообще по части дней рождений и особенно юбилеев хочется сказать несколько слов особо. Когда на торжество собираются не просто сладко выпить и на халяву закусить, а когда это торжество готовится, когда специально к такой дате пишут стихи или спичи, когда всё проходит по заблаговременно проработанному сценарию, когда звучат прекрасные экспромты от уже выпивших, но ещё не хвативших лишку гостей… В общем, очень и очень жаль, что по утру абсолютное большинство всего этого сказанного напрочь забывается, оставляя в душе только ощущение ушедшего праздника и светлой грусти по этому поводу.

Светлана Савицкая

Скажем, тогда, пять лет назад, на моём юбилее присутствовала моя добрая знакомая Светлана Савицкая – прелестная женщина, писательница-сказочница, организатор Международного литературного конкурса «Золотое перо Руси». Какую чудесную песню она тогда исполнила, написанную специально к тому моему юбилею!.. А когда через какое-то время я попросил её исполнить песню ещё раз, на диктофон, Светлана ответила, что у неё не сохранились слова… Так и осталась та замечательная песня лишь в единственном исполнении… И за локоть себя бы укусил, дотянулся бы заради такого случая, если б это помогло!

Склонные к мистике люди утверждают, что всё сущее обязательно оставляет свой след где-то в эфире. Быть может, и так. Только вот как извлечь-то из столь эфемерной субстанции ту замечательную песню, написанную Светланой в честь моего 50-летнего юбилея, и прозвучавшую на том вечере всего лишь единственный раз?..

Мы с Ильичом

Мой друг Владимир Счепицкий (в миру – Ильич) посвятил мне два стихотворения, к 50 годам и к 55. Сейчас, коль речь идёт о событиях пятилетней давности, приведу именно то.

СТАРОДЫМОВУ – ПЯТЬДЕСЯТ!

Стародымову Николаю – главному редактору

журнала «Боевое братство»

…из серии записок на рукопашной перчатке…

За спиною четыре войны,

Но судьба подарила полвека,

Не щадил ты себя для страны,

Оставаясь всегда ЧЕЛОВЕКОМ.

Ведь весомое слово ДРУГ

Для тебя было просто знамя,

Вот поэтому ты не вдруг

И сегодня по сердцу с нами.

Не считай, Николай, года,

Они только лишь вехи и даты.

Пусть же бьётся в груди всегда

Твоё чистое сердце солдата.

Сколько ж пролито творческих сил

И эмоций твоих вхолостую,

Слов, которых ты не доносил

И кромсал, и ломал вживую…

Так храни же свой Зульфагар,

В чистоте содержи его ножны,

Это, брат, божественный дар –

Остальное же всё ничтожно…

Я колено своё преклоню

Перед даром твоим и талантом,

Ведь предписано на корню

Оставаться тебе дуэлянтом…

Ты себя только, брат, береги,

Каждый день, чтоб не зря был прожит,

И, поверь, не дождутся враги:

Стародымова рано итожить!

За спиною – четыре войны…

Но судьба подарила полвека

Золотому Перу Руси –

СТАРОДЫМОВА – ЧЕЛОВЕКА!

В 2011 году Ильич выпустил поэтический сборник, который называется «Сотый». И включил в него это стихотворение. Что и говорить, я был польщён.

Владимир Силкин (ближе) и Владимир Гусев

Другое стихотворение я получил тогда от Владимира Силкина – тоже замечательного человека, ныне руководителя Военно-художественной студии писателей. Правда, это уж – чистейший экспромт!

Без огня не бывает дыма.

Нет же дыма без огня.

Вот и Коля Стародымов –

Это чуть ли не родня.

С ним – в любую непогоду,

С ним – и водку, и коньяк.

Не поздравить с юбилеем

Нам нельзя его никак.

Пусть он так же мудро пишет

И ведёт родной журнал.

Кто не слышал, тот услышит,

И узнает, кто не знал.

То, что главное богатство –

Это наши долг и честь,

И ещё, что наше братство,

«Боевое братство» есть.

Это – только то, что сохранилось в моём архиве.

Наверное, с точки зрения высокой поэзии данные стихотворения не являют собой шедевров. Но право слово – меня они тронули разве что не до скупой мужской слезы.

Я тогда ещё трудился на посту главного редактора журнала «Боевое братство». Правда, к тому времени всё явственнее ощущалось, что не всё в порядке в королевстве Датском.

Конечно, на предыдущую фразу можно сказать, что все мы умны задним числом, что, зная последствия чего-либо, легко подогнать их, вывести из предыдущих событий или предшествовавших поступков. Только предощущение грядущей беды (или просто неприятностей) слишком часто бывает у человека (а то и у целого народа), однако мы гоним его, это предощущение, стараемся игнорировать, продолжаем жить так, будто впереди у каждого из нас – вечность. Разве не так?.. И только когда это что-то произойдёт, вспоминаем: а ведь были звоночки, были предвестники!.. Вот только распознать их мы не всегда умеем, и выводы сделать правильные, и соломки подстелить на будущее…

Я вот что думаю по этому поводу. Мы все, каждый из нас, хотим жить вечно. Однако прекрасно знаем, что этой роскоши лишены уже самим фактом своего рождения. Более того, никто из нас не ведает, сколько по времени отведено ещё нам пребывания в этом теле на данной земле. И тут внутри у каждого из нас сидит противоречие. С одной стороны, мы вроде как и знаем, что умрём, но в то же время особо по этому поводу не заморачиваемся. Как бы это выразить мысль понятнее… Мы гуляем и транжирим время и здоровье, будто у нас этого добра неисчерпаемые закрома. Но глобальные общечеловеческие вопросы при этом отодвигаем от себя – на наш век хватит, а этими проблемами пусть занимаются завтра наши потомки.

Россия, русские сейчас вымирают. Почему? Да потому что нам, каждому из нас, легче и комфортнее иметь по одному-двоих ребёнков… Мы проедаем свои ресурсы, безжалостно распродаём нефть и газ, транжирим имеющиеся богатства, бесцеремонно гробим природную среду… Потому что так нам комфортнее, а последствия предстоит разгребать не нам, а нашим потомкам…

Ну и так далее.

Потому мы и стараемся не обращать внимания на предвестники грядущих катаклизмов. Каждый из нас ведёт себя так, будто ему гарантировано светлое будущее, и одновременно отдаёт себе отчёт, что Аннушка уже, быть может, пролила своё масло.

К тому же следовать в раз проложенной колее (сто раз прав был Высоцкий!!!) куда комфортнее, чем искать собственный путь. И потому мы, отдавая себе отчёт, что завтра будет хуже, чем сегодня, всё же держимся того самого раз проложенного пути, и стараемся изменить что-то в своей жизни только когда становится уж вовсе невмоготу.

Каждый день я выхожу из своего подъезда. У меня имеется по меньшей мере три варианта маршрута, как добраться до рабочего кабинета. Но я поворачиваю направо и следую по пути, который мне представляется более целесообразным. И ноги привычно несут меня по отработанной тропке, где я по пути столь же привычно  срезаю угол по газону… Я не слишком доволен своей нынешней жизнью, и очень хотел бы в ней кое-что изменить. Но для этого нужно в одно прекрасное утро не свернуть на привычную тропку через газон – а нужно взять и изменить жизнь.

Однако вот не меняю. Вроде как надеюсь, что в один прекрасный день что-то изменится само собой. А не изменится – значит, так тому и быть, сколько той жизни осталось, не хуже других живу! И грядущие жуткие проблемы, с которыми столкнётся Россия совсем скоро, и предвестия которых мы сегодня наблюдаем, меня пугают не слишком – я своё пожил, и временами даже неплохо пожил, а вот у кого жизнь впереди, тот пусть думает.

Не знаю, быть может, это я такой эгоист, что так рассуждаю. Только сдаётся мне, что по такому же принципу живут слишком многие – только одни отдают в этом отчёт, а другие нет.

Как бы то ни было, в период, когда я праздновал своё 50-летие, мне лично было ясно, что рано или поздно нам с «Боевым братством» придётся расстаться. Однако решительных шагов я не предпринимал, надеясь, что что-то произойдёт, и ситуация каким-то образом нормализуется. Другими словами, откладывал решение вопроса «на завтра». Мне ещё в юности запала в память фраза из какой-то книги про дореволюционные времена: что, мол, институтка  надеется, что беременность рассосётся. Не скрою, я сам себе порой напоминаю ту институтку…

…Так уж получилось, что я в «Боевом братстве» стал свидетелем и расцвета его авторитетности, и его смутных времён, и сползания с занятых высот. О чём сейчас и расскажу. При этом подчёркиваю, что буду писать о том, как я сам видел и вижу, как оцениваю ситуацию, постараюсь быть объективным, не навешивать ярлыки и не примыкать ни к одному лагерю. Я понимаю, что такая центристская позиция сродни соглашательской, а потому она – самая уязвимая. Потому что на неё всегда обрушивается поток критики с обеих сторон. Люди, которые продолжают работать в аппарате Организации, тут же покажут пухлые папки с отчётами о проведённых мероприятиях. Ну а те, кого Организация по тем или иным причинам отторгла из своих рядов, сочтут, что клеймить Организацию надо как можно сильнее, а не слегка трепать по загривку, как это делаю я. Да и другие ветеранские структуры, у которых с «Боевым братством» сложились напряжённые взаимоотношения, предпочли бы побольше более резких выступлений в адрес ББ (да простится мне использование для простоты изложения подобного сокращения). К слову, так случилось, что у Организации «Боевое братство» на сегодняшний день напряжённые отношения практически со всеми другими ветеранскими структурами, так что выпадов в её адрес хватает!

Всё так. Только вот ведь в чём закавыка: я считаю саму по себе деятельность Организации «Боевое братство» делом святым и благородным, а потому и высказывать суждения стану с учётом этой своей ключевой позиции.  А то, что в результате деятельности некоторых конкретных руководителей Организации эффективность работы ББ оказывается менее эффективной, чем могла и должна была бы быть, так это закономерно – людская натура противоречива и несовершенна. Не сомневаюсь, что и мой личный вклад в деятельность ББ тоже мог бы быть весомее.