ГОТОВИМСЯ К ЮБИЛЕЮ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Как я уже сообщал, в Шолоховском зале Союза писателей России состоялось заседании Секретариата СПР, посвящённое подготовке к празднованию юбилея со дня рождения великого русского писателя и государственного деятеля Михаила Евграфовича Салтыкова, больше известного под именем Салтыкова-Щедрина. Инициатором этого долгосрочного проекта стала администрация Талдомского района Московской области и лично его глава Владислав Юдин.

Прежде, чем я перейду непосредственно к рассказу об этом событии, хочу напомнить, что именно Талдом несколько лет назад организовал презентацию сборника «СТРОКИ МУЖЕСТВА И БОЛИ… Произведения писателей Донбасса 2014-2015», в подготовке которого мне довелось принимать участие. (см.: http://starodymov.ru/?p=19711 )

И вот снова – инициатива, связанная с литературой, исходит из того же уголка Подмосковья.

Согласимся, что эти факты служат показателем отношения руководства региона к культурной составляющей жизни населения.

1. Несколько слов о Салтыкове-Щедрине

Для начала, наверное, следует напомнить о том вкладе, который сделал Михаил Евграфович в российскую литературу, культуру, государственность.

Родился Михаил Салтыков 15(27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии – сейчас это территория Талдомского района. Усадьба, в которой он провёл детство сохранилась, и речь о ней ещё впереди.

Если сказать в целом, то жизнь Михаил Щедрин прожил, в общем-то, довольно успешную. А ведь могло, вполне могло всё сложиться иначе – пару раз случалось, что его судьба опасно балансировала в неустойчивом равновесии, и вполне могла скатиться под откос…

Как много в жизни и судьбе человека зависит от факторов, которые в большей или меньшей степени привносят элемент случайности.

В молодости Михаил Евргафович пытался писать стихи. Специалисты их оценивают как довольно слабые, да и сам автор со временем не любил вспоминать о своём пиитическом периоде творчества. Тем не менее, несколько стихотворений были опубликованы в журналах. Уже тогда у Салтыкова проявился саркастический взгляд на окружающую действительность, и потому стихи получались довольно «вольными»… Это отмечали его преподаватели, в том числе и в Царскосельском лицее, в котором блестяще успевавший юноша обучался за казённый кошт. Если участь, что исключение из лицея в то время не являлось неким исключительным событием, можно констатировать, что именно успехи в учёбе позволяли преподавателям смотреть на его пиитические шалости снисходительно.

По выпуску из лицея юный чиновник служил в канцелярии Военного министерства, где продолжал творческую деятельность, причём, опять же критического содержания. За повесть «Запутанное дело» его отправили в ссылку – в Вятскую губернию (немного об истории Вятской земли: http://starodymov.ru/?p=30388 ). Приходится отметить, что во времена оны понятие «ссылка» иной раз обретала непривычную из дня нынешнего форму – в далёком Предуралье вроде как опальный Михаил Салтыков служил чиновником по особым поручениям, да к тому же женился на дочери местного вице-губернатора. По окончании срока наказания он вернулся в столицу и продолжил службу без каких-либо последствий в карьерном отношении.

На протяжении всей службы Салтыков отличался честностью, принципиальностью, неподкупностью. Каждое порученное ему дело разбирал дотошно, вникал во все обстоятельства, и при вынесении решения руководствовался исключительно буквой закона и представлениями о справедливости. Взяток не брал!

Следует также подчеркнуть, что Михаил Салтыков некоторое время посещал кружок Михаила Буташевича-Петрашевского (см.: http://starodymov.ru/?p=16376 ). Ему, равно как, скажем, и Николаю Данилевскому и Аполлону Майкову (см.: http://starodymov.ru/?p=24400 ), по сути, просто повезло, что они не попали, как говорится, «под раздачу»; а то бы могли попасть и под суд, как это случилось с их собратьями по перу Фёдором Достоевским (см.: http://starodymov.ru/?p=23460 ) и Алексеем Плещеевым…

Я не собираюсь подробно пересказывать биографию – служебную и творческую – Михаила Салтыкова. Скажу только, что служил он в Министерстве внутренних дел, на постах вице-губернатора в Рязани и Твери, руководил Казённой палатой в Пензе, Туле и Рязани… Вышел в отставку в чине действительного статского советника, который, согласно Табели о рангах (см.: http://starodymov.ru/?p=24011 ), приравнивался к армейскому генерал-майору.

Уже приведённого беглого обзора достаточно, чтобы оценить, что Михаила Евгрфовича можно считать честным служакой, а не паркетным шаркуном; он заслуживал чины добросовестным трудом на благо Отечества.

Но главное, что отличает его от великого множества собратьев по чиновничьему сословию Российской империи второй половины XIX столетия, так это тот факт, что он не просто исполнял свою должность, не просто служил… Он наблюдал жизнь простого («маленького») человека, вникал в его нужды и проблемы… А потом с присущим ему умением подмечать детали, с едким сарказмом описывал в художественных произведениях.

Творческое наследие Николая Щедрина – под этим псевдонимом публиковался Салтыков, и истинное авторство ни для кого не являлось секретом – довольно внушительно! В его произведениях нет составляющей революционной, но обличающая существующие порядки всё же имеется.

Михаил Салтыков на протяжении всей творческой жизни сотрудничал с различными журналами. Пытался сам издавать журнал… На протяжении семи лет являлся главным редактором журнала «Отечественные записки».

В конце жизни много болел… И ушёл из жизни в мае 1889 года (см.: http://starodymov.ru/?p=29548 ).

В школе мы изучали его «Историю одного города». Не уверен, что это был правильный выбор советских чиновников от педагогики. «Господа Головлёвы», на мой взгляд, куда значимее – а мы его проскочили буквально накоротке…

Хотя давно уже идёт речь о том, что большинство произведений, которые входили в программу изучения, можно понять и принять только уже в гораздо более зрелом возрасте. И вообще о том, как следует в школе выстраивать программу изучения литературных произведений, споры идут давние и, похоже, бесконечные. (Ещё немного о школьной программе: http://starodymov.ru/?p=30627 )

Но в любом случае, опять же, на мой взгляд, сатира Салтыкова при описании города Глупова просто непонятная школьнику другой эпохи.

…Впрочем, разбор и оценку творчества Салтыкова-Щедрина оставлю специалистам-литературоведам.

От себя же отмечу, что этот автор действительно принадлежит к когорте великих.

И вполне заслуживает того, чтобы мы о нём помнили, читали…

И задумывались о том, как эту память не только приумножить, но и привлечь к ней молодёжь.

О чём и шла речь на заседании, о котором я рассказываю.

(Иллюстрацию я взял в интернете)