ПУТЬ В ОРЁЛ

(Начало: http://starodymov.ru/?p=29993 )

Когда Николай Иванов, председатель Союза писателей России, предложил мне принять участие в мероприятиях, планировавшихся к проведению в Орле, я согласился тотчас. Дело в том, что в этом городе бывать мне ещё не доводилось. А коль так, то необходимо воспользоваться возможностью, дабы данный пробел устранить: по мере возможности стараюсь расширять географию познания родной страны (см.: http://starodymov.ru/?p=19812 ).

Ехали мы несколькими машинами. Полтысячи километров на заднем сиденье автомобиля, даже самого комфортабельного детища японского автопрома – тяжкое испытание для моих коленей. Однако необходимость путешествияименно на данном транспорте стала понятной в основной день поездки – в день, когда проходили основные мероприятия, ради которых поездка и затевалась, пришлось столько перемещаться по разнесённым друг от друга населённым пунктам Орловской области, что… Ну не справились бы мы с задачей без нескольких десятков лошадиных сил на четырёх колёсах!.. И конечно же, нашего водителя Григория – искренняя благодарность ему (на снимке в центре)!

Так вот, отправились мы из Москвы под весьма нехилым ливнем. И полдороги нас сопровождала рыдающая непогода. Ну а затем природа смилостивилась – ненастье вернулось в столицу, а нам включила режим «вёдро». Закономерно, в общем-то: на юг выдвигались. Правда, и там нас на следующий день накрыло ливнем – но то случилось уже потом…

Дорога до Орла хороша. И саму по себе её описывать по этой причине непросто: современная трасса – она и есть трасса. Пересечения в разных уровнях, заправочные станции, всевозможные перекусочные обочь дороги – и только предупреждения о контролирующей скорость технике предлагают не расслабляться и помнить о всевидящем оке ГАИ…

(По этому поводу вспомнилось вот: запись от 17 ноября: http://starodymov.ru/?p=25980 )

Вот записи из блокнота, сделанные по пути, и комментарии к ним.

Памятник подвигу танкового экипажа, которым командовал Дмитрий Лавриненко. Удивительное дело: старший лейтенант Лавриненко погиб в декабре 1941 года, а вошёл в историю Великой Отечественной войны как самый результативный танкист Красной армии, подбивший гитлеровских танков больше любого другого за всю войну. 52 уничтоженных бронеединицы, это только с июля по декабрь – не шутка!.. Правда, у трассы стоит привычный по подобным памятникам Т-34-85, хотя реально Лавриненко воевал на танке самой первой модели, с литой башней и 76-мм пушкой.

(Опять воспользуюсь возможностью… Давайте вспомним Ларису Васильеву, которая столько сделала для обогащения памяти об этом легендарном танке: http://starodymov.ru/?p=26586 )

Поворот на «Бежин луг». С детства помню это название – в школе проходили. И не просто проходили – читали!

Поворот к музею Руднева – на него обращает наше внимание водитель, и поясняет, что речь идёт о командире крейсера «Варяг» (см.: http://starodymov.ru/?p=13002 ), который, вроде как, родом из этих мест.

- А вон там, на станции стоит настоящий бронепоезд! – показывает водитель.

Эх, посмотреть бы… У нас со словом «бронепоезд» сочетается в основном Гражданская война. Между тем, в Великой Отечественной их тоже принимало участие немало (например: http://starodymov.ru/?p=28538 ). В том числе и бронепоезда ПВО.  В кино и на картинках я их видел немало. А вот вживую – не довелось.

В районе развилки в сторону Тулы появляется множество ларёчков и киосков, на которых крупные надписи, мол, тут купишь настоящий тульский пряник и не менее натуральную белёвскую пастилу… Одолевает скепсис: неужто в этих лачугах и в самом деле продукты – подлинные, от производителя?..

Вспоминается недавно показанный документальный фильм из серии «Экономика Победы», в котором шла речь о том, что в годы Великой Отечественной пряники в Туле продолжали выпекать, в том числе и печатные… Даже когда город оказался почти в окружении, сладкое производство не останавливалось. И пряники по простреливаемой гитлеровцами дороге отправляли отсюда по всей стране, по всем фронтам, в том числе и в осаждённый Ленинград.

Вот сколько грехов не вспоминай (да и не приписывай) Сталину, а психологом он был весьма и весьма неплохим; в том числе разбирался в психологии народных масс. Человек, за тридевять земель получивший сладкий подарок из города оружейников, наглядно видел, что Тула – жива, Тула наша, что она не только сражается, но и выпускает вполне мирную продукцию… И исподволь проклёвывалась мысль-уверенность, что не так уж, выходит, плохи наши дела, коль вон даже пряники печатаем!.. Мудёр был «дядя Джо»! (Немного о нём: http://starodymov.ru/?p=28531 )

…Проскочили населённый пункт Первый воин… Хм… Надо ж какое необычное название!..

Есть названия у населённых пунктов, как бы это сказать, расхожие, распространённые, в которых запутаться нетрудно. А есть названия оригинальные, в единственном числе, не забудешь.  (Об этом же: запись от 6 октября: http://starodymov.ru/?p=15766 )

А есть населённые пункты, с которыми связаны и какие-то личные воспоминания. Например, Балабаново… Когда я служил в строительных частях в Подмосковье, здесь располагалась гауптвахта, к которой мы были приписаны, и в которую имели формальное право сдавать на перевоспитание проштрафившихся военных строителей (см.: http://starodymov.ru/?p=2960 ). Не место здесь говорить на эту тему… И только вздохну – тяжко, но с ностальгической по молодости ноткой: сколько ж дуристики процветало в нашей стране при Советской власти!

Мценск… Отбиваю смс-ку: заехать, мол, к леди Макбет местного разлива?..

Ну а вот и Орёл…

Водитель Григорий показывает:

- А вот это – региональное хранилище денег!..

А по виду и не скажешь… И вышек с пулемётами вокруг не наблюдается, и колючей проволоки на изоляторах по периметру не видать… Здание как здание…  Насколько внешность обманчива…

…Так и приехали мы в Орёл.