ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Экий мудрый, право, – такой заголовок сварганил!.. Прямо из времён соц-реализма!..
Однако тут всё правильно: оказывается, и в самом деле под Минском не то строится, не то уже построена экспериментальная линия дороги будущего! Только на днях о том узнал!
А дело произошло так.
У станции метро «Смоленская» ко мне подошёл молодой человек и предложил быстренько пройти тестирование. Несколько минут в запасе я имел, потому и согласился – обычно от таких опросов уклоняюсь. Не потому, что не желаю поделиться с кем-то своими суждениями – просто как-то под видом опроса меня начали охмурять уличные торговцы каким-то барахлом.
Так вот, молодой человек поинтересовался, что я знаю об альтернативных видах транспорта. Поначалу я не совсем понял, о чём речь… А потом сообразил: ба, речь-то идёт о так называемой «струнной дороге»!.. Так я в курсе, что это такое, и даже писал когда-то о ней!
Поскольку этой темой я занимался задолго до появления у меня сайта, и текст тот вряд ли смогу найти в закромах своего архива… Потому и расскажу коротко о том, что это такое – «струнная дорога». Там, в общем-то, несколько вариантов проекта, потому я – только схематично и в общих чертах.
Представь себе, дорогой читатель, картину. Над землёй, на высоте 50-100 метров на мачтах натянуты два троса – струны. И по ним скользит кабинка с пассажирами, или с грузом – неважно. Именно скользит – по струнам протекает электричество, которое создаёт электромагнитное поле, а форма днища кабинки создаёт подъёмную силу. То есть сила трения – только от воздуха.
Скорость перемещения примерно 500 км в час. Экологичность и энергозатратность – никакой авиации и не снилось. Соответственно, и стоимость значительно ниже. Безопасность – тоже на высоте, в прямом смысле слова – никаких переездов, никто перед локомотивом дорогу не перебежит…
Два десятилетия назад существовали наброски проекта построить такую линию от Москвы до Парижа (5 часов в пути) и от Москвы до Владивостока (20 часов). В подмосковных Озёрах вроде как даже построили экспериментальную линию для испытаний проекта…
Однако потом тема заглохла. Почему – не знаю. Вроде как кризис вмешался, технические проблемы… Однако слышал я иную версию. Говорили, что против проекта восстали всесильные РЖД и авиапром. Так ли это, не знаю, но о «струнной дороге» уже давно ничего не слышно.
И вдруг – этот парень у станции метро!
Он рассказал, что эстафету подхватила Беларусь. И теперь в Марьиной Горке, что под Минском, создан центр по изучению проекта.
К Белоруссии в целом, и к Марьиной Горке в частности, у меня вполне понятная симпатия (об этом: http://starodymov.ru/?p=1943 ). В этом населённом пункте некогда стояла танковая дивизия, в котором служил мой отец, и именно с той порой у меня в памяти остались самые-пресамые первые воспоминания детства. Мне не исполнилось полутора лет, когда меня потряс вид садящегося на футбольное поле вертолёта. Потом я видел идущую на фоне леса танковую колонну… Так что и воспоминания у меня связаны с транспортом – насколько танки можно причислить к этой категории механизмов…
Вообще-то такой поворот сюжета вполне вероятен. Прежде всего, Россия, на мой взгляд, абсолютный мировой рекордсмен по разбазариванию собственных открытий и изобретений. Об этом ещё Владимир Дедлов (о нём: http://starodymov.ru/?p=933 ) писал больше века назад.
С другой стороны, Беларусь в последнее время показывает свою гибкость в развитии экономики и внедрения достижений мировой науки и техники.
«Батьку» нередко критикуют за его стремление лавировать в современном многовекторном политическом мире. Не скрою, кое-что и мне не нравится в выписываемых Минском политических кульбитах. Однако нужно ведь постараться понять и их – «Батьку» и Минск! В сложнейших условиях современного мира они стараются извлечь максимальную пользу для своей страны!.. (Об этом: http://starodymov.ru/?p=24218 ). Да, мне кажется, что делают они это не всегда корректно. Однако я-то вижу только внешнюю сторону ситуации. А что там, под спудом?.. Вот то-то ж!..
Впрочем, я не о том. А о том, что в Беларуси, как я понял, подхватили выброшенную российскими разработчиками перспективную идею, и изучают, как её можно применить.
И вот тут, на мой дилетантский взгляд, все козыри окажутся на руках у той страны (или фирмы), которая первой запустит этот проект на полную мощность. Применительно к теме, окажется локомотивом внедрения идеи в практику.
Если белорусские умельцы возьмутся за дело всерьёз, то тот самый проект, о котором шла речь выше, будет выглядеть уже иначе. Трасса Минск-Париж, и далее до Лиссабона вполне может стать пилотным участком «струнного» варианта осовремененного «Великого Шёлкового пути».
На мой взгляд профана, проект и в самом деле может стать «транспортом будущего».
Сейчас, например, речь идёт о скоростной трассе Москва – Казань. Согласно имеющейся в интернете схеме, она пройдёт, в частности, по посёлку, в котором сейчас находится дача моего доброго товарища Алексея. И вот на его примере я наглядно вижу, насколько больно проект ударит по множеству людей, чьи жилища окажутся в зоне отчуждения! (Об этом: http://starodymov.ru/?p=17951 ) Я понимаю, что государственные интересы – выше частных. Только если имеется альтернатива, которая могла бы увязать и те интересы, и эти – на мой взгляд, было бы куда лучше!
…Тот мой собеседник у станции метро спросил, нет ли у меня каких-то фобий в данном вопросе – мол, такая скорость!.. Я даже засмеялся. Когда-то человек вполне естественно опасался садиться в самолёт. Но полетел же!.. (Об этом: http://starodymov.ru/?p=859 ). Что, Гагарин не страшился полёта?.. Но тяга к познанию нового – сильнее страха.
Сейчас рассматривается вопрос о том, что самолёты будущего будут выглядеть иначе: пассажирские сиденья разместят в крыльях с застеклённым передним обтекателем. И тоже раздаются голоса: мол, страшно будет взлетать и садиться. А по мне – так здорово!
Так и тут – лететь над землёй с огромной скоростью!..
Мне так доводилось неоднократно летать на вертолёте. (В частности, об этом: http://starodymov.ru/?p=24924 ) Это не страшно, это завораживает! А если ещё мир видеть не через крохотный иллюминатор, а через лобовое остекление!.. Право, друзья, я – за такой вид транспорт будущего!
Короче говоря, не знаю, какой окажется перспектива у данного проекта. Но лично мне представляется она весьма многообещающей.
К записи "Под Минском строится экспериментальная трасса транспорта будущего" пока нет комментариев