МЕЛЬНИЦА САМПО В КОЛОМЕНСКОМ

Через три года Карелия будет праздновать вековой юбилей. Так что торжества, прошедшие накануне Дня России http://starodymov.ru/?p=25021 в московском Коломенском музее-заповеднике, можно считать если не репетицией, то своеобразной предварительной прикидкой того, как организовать грядущий большой праздник.

Впрочем, это только мои личные предположения.

Итак, в Коломенском прошёл фестиваль «Мельница Сампо».

Чтобы не пересказывать одно и то же, приведу информацию, опубликованную на сайте «Национальный аспект»:

«Фестиваль народов Карелии “Мельница Сампо” прошел в музее-заповеднике “Коломенское”. Столичное мероприятие состоялось в честь Дня республики Карелия на территории Музея деревянного зодчества.

На празднике исполнили обрядовый карельский хоровод “Крууга”, к которому мог присоединиться любой желающий. Член карельского землячества в Москве Анастасия Константинова показала народные танцы и игры. Сотрудники Кемского музея “Поморье” на интерактивной площадке провели ритуал поморской свадьбы. Мастера делились секретами вышивки, берестоплетения, солеварения, изготовления игрушек, а также навыками резьбы по камню и дереву.

В центре зеленой площадки разместилась “Мельница Сампо” — разноцветная декорация, словно сшитая из лоскутков ткани с карельским орнаментом. Тверские карелы кормили москвичей калитками и сульчинами — ржаными лепешками с начинками из капусты, морошки или яблок. Любители живой природы могли пообщаться с северными ездовыми собаками из питомника “VENTO LIBERO”.

На площадке под открытым небом выступили фольклорные коллективы: народный коллектив самодеятельного художественного творчества республики Карелия “Горница” Виолы Мальми (г. Петрозаводск), карельский хор из Тверской области “Karielan koivune” (Карельская берёзка), Академический хор Петрозаводского государственного университета, творческий коллектив МПГУ, фольклорный ансамбль “Поморяночки”, солистки Пудожского народного хора, Народный ансамбль карельской песни “VIRŽI” (г. Лихославль), Фольклорный ансамбль “Верея” (г. Сортавала), баянист Валерий Сёмин, дуэт кантелистов “Unelma” (г. Петрозаводск), исполнительница народных песен Анастасия Пегасова из Москвы.

Организовало фестиваль Карельское землячество в Москве при поддержке Департамента  национальной политики и межрегиональных связей столицы и правительства Республики Карелия.»

Со своей стороны, хочу добавить вот что.

Особенности национального характера человека закладываются в него с детства. Сказками, в первую очередь, всем тем, что слышит младенец, ещё даже не понимающий смысла слов. http://starodymov.ru/?p=22916

Я уже приводил пример, как один еврей высказал мне свою точку зрения: мол, вы, (в смысле русские), рассказываете детям сказки про Ивана-дурака, а мы, (в смысле иудеи), – о Моисее Мудром… Что ж вы удивляетесь, что у нас дети вырастают разными?.. Позднее я прочитал эпос «Гёр-оглы», и понял, что люди, взращенные на таком фольклоре и в самом деле будут отличаться от выращенных на былинах об Илье Муромце…

А несколько лет назад мне довелось побывать в Республике Марий Эл. И я понял там, что ни один мариец никогда не осквернит Рощу, ибо с молоком матери впитал: она – живая… http://starodymov.ru/?p=10114

Можно сколько угодно спорить по вопросу, существует ли такое понятие, как «национальный характер»… На мой взгляд, тут двух мнений просто не придумаешь: существует! Конечно, это не нечто цельное и одинаковое на всех – однако некие схожие черты всё же присущи всем, выросшим в некоем едином сказочно-былинном культурно-информационном поле.

Так вот, для карелов и родственных им народам Беломорья основой этого поля служит древний эпос «Калевала». http://starodymov.ru/?p=20657

Любой эпос – это неисчерпаемый источник информации о том, как жили, во что верили далёкие предки ныне живущего народа. «Калевала» – не исключение. Книга состоит из полусотни отдельных песен (рун), весьма условно связанных между собой, кое в чём даже не стыкующихся между собой. В этом ничего удивительного нет, коль создавали их сказители народа на протяжении веков и веков.

В эпосе рассказывается, в частности, о том, как создавался наш мир, как жили, любили, боролись за своё счастье герои – далёкие пращуры современных карелов.

Я пытался читать «Калевалу», да не осилил. В памяти осталось только осознание того, что прикоснулся к некоему миру – таинственному, непостижимому, уводящему за неведомые горизонты.

Так вот. Одним из неодушевлённых персонажей «Калевалы» является Сампо. Впрочем, что ж это я так-то… Вряд ли Сампо можно считать неодушевлённым… Это нечто неведомое, не поддающееся описанию; нечто, что всё время находится в непрерывном коловращении, и придаёт соответствующий импульс всему и вся… Это и не знающее покоя Мирозданье, и не знающее перерывов Время, и не оскудевающий источник благ для человека…

Человека, который собрал народные руны, обработал их и издал в виде книги, звали Элиас Лённорт. Человека, который перевёл «Калевалу» на русский язык, звали Леонид Бельский. Именно благодаря им в русском языке укоренилось понятие «мельница Сампо». И на фестивале она присутствовала как закономерный атрибут – именно мельница в виде ветряка.

Я согласен с авторами – абстрактному понятию требовалось придать какой-то образ. Они выбрали мельницу. Что ж, пусть будет так.

Реально же Сампо – не материальный предмет, это сила, приводящая в движение всё сущее. Быть может, калевалаведы оскорбятся за приземлённый пример, который хочется привести… Ну да что поделать, коль именно такой образ мне кажется наиболее удачным!..

Из всего насекомого мира я больше всего люблю шмелей. Потому что по всем законам  биофизики они не должны летать – площадь крыльев помноженная на силу махательных мышц не в силах преодолеть силу земного притяжения и поднять тяжёлое тело. А шмели летают – вопреки всем законам! И как их после этого не уважать, скажите на милость?..

Так вот Сампо – эта та самая сила, которая закручивает в спирали галактики и позволяет шмелям летать.

Вот в честь этой силы – всем известной, но никем не постижимой – и назван фестиваль!

Фестиваль проходил на зелёной лужайке возле башен Музея деревянного зодчества. Здесь звучали песни, водили хороводы, разыгрывали сценки, в том числе и кукольные…

Центральным стало выступление коллектива из городка Кемь, который в подробностях показал весь свадебный обряд поморов. Всё было очень интересно и познавательно… Особенно столь привычное для православия смешение верований – христианские ритуалы соседствуют с ритуалами языческими, типа обережного круга, которым непременно волхв очерчивает свадьбу.

Об обережном круге можно говорить отдельно. Но то, что сила его велика, не вызывает сомнения! http://starodymov.ru/?p=2854

Остаётся добавить, что здесь же работал целый ряд палаток, где давали попробовать салат из беломорских водорослей, продавали уникальную соль, учили изготавливать обереги… В сторонке расположилась собачья площадка – там желающие могли пообщаться с хаски…  Впрочем, об этом уже рассказывалось в заимствованной заметке.

…Вот такой фестиваль состоялся в музее под открытым небом в Коломенском.

Конечно, можно сказать, что зрителей оказалось не так много – москвич избалован зрелищами. Ну да только это – тема для отдельного разговора.

Видите справа?.. Ему гаджет интереснее...

И непременно хочется особо отметить, что в Карелии, а также в упоминавшемся в публикации городке Сортавала мне бывать доводилось. http://starodymov.ru/?p=19184