ПОВЕСТЬ О НЕСЛОМЛЕННОЙ

Давно уже меня настолько не цепляла за душу книга! А эта – потрясла!

И написана вроде как совершенно незамысловато, и вроде как выстроена не по литературным канонам… А только я сейчас пересказываю прочитанное едва не каждому собеседнику.

Сейчас вот и с вами поделюсь.

Итак, с чего началось-то… Вызвал меня начальник, передаёт флэшку, и говорит: мол, надо отредактировать рукопись. Ну, надо, так надо – мало ли рукописей прошло через мои руки! А дело было аккурат перед выходными.

Загружаю текст в компьютер, открываю его… Наталия Якушева… Имя незнакомое… Называется «Начало» – в общем-то, и не название вовсе… В первых строках читаю: девочка лежит на картофельной ботве, смотрит в ночное звёздное небо и размышляет о вечном… Тоже ничего оригинального…

И при этом какие-то несогласования между словами, смысловые нестыковки, орфографические ошибки, синтаксис хромает…

Делаю вывод, что работы тут предстоит немало, причём, работы черновой, муторной… И откладываю работу на потом.

На потом…

А потом – как затянуло!.. И не мог уже оторваться. Только временами чувствовал, как сердце начинает щемить, и в душе слёзы наворачиваются.

И мысль бьётся-пульсирует: да за что ж тебя так-то жизнь мутузит, девочка горемычная!..

Я вот написал выше, что повесть выстроена не по литературным канонам. Это и в самом деле так.

Казалось бы: а кто определил эти каноны?.. Почему сюжет следует выстраивать так, а не как-то иначе?..

А определяет эти каноны такая эфемерная штука, как читательский интерес. Если мы берём в руки книгу маститого автора, то можем какое-то время читать даже скучное начало, зная, что рано или поздно, а станет интересно. Если же автор нам неизвестен, вот тут-то и важно, чтобы произведение чем-то зацепило внимание с первых строк. http://starodymov.ru/?p=22477

Стал бы я читать данную повесть, если бы начальник не поручил?.. Не уверен.

Однако общепринятый канон – всё же не догма. Книгу пишет автор, и только он сам вправе определять, с чего начинать книгу: с мыслей девчонки, лежащей на ботве, или же с темноты, в которую проваливается слетевший с насыпи автомобиль. Наталия решила начать с девочки и звёздного неба.

…Как-то в разговоре читающих людей зашла речь о том, зачем люди начинают писать автобиографические книги. Собеседники высказывали свои точки зрения… Высказался и я.

На мой взгляд, жизнь у каждого – неповторима! В жизни у каждого происходит много чего, достойного того, чтобы об этом рассказать. Только у одного больше чего-то внешних событий, у другого в первую очередь интересны мысли… Да-да, я понимаю, что их рассматривать в разрыве между собой невозможно, но в данном случае речь идёт только о том, что легче описывать: внешние эффекты или внутреннее содержания человека. http://starodymov.ru/?p=22257

Конечно же, внешние эффекты всегда  легче…

Потому книги о приключениях пользуются большим спросом, чем философические трактаты. http://starodymov.ru/?p=14797

Между тем, каждому живущему на белом свете есть что рассказать, у каждого есть чему поучиться, опытом каждого можно воспользоваться. Другое дело, что человеку (естественно!) свойственно собственную жизнь оценивать предвзято, а мастерства для жизнеописания хватает не всегда. Потому автобиографические книги полезны все – да не все интересны! http://starodymov.ru/?p=20706

И когда я начал читать «Начало» Наталии Якушевой, я и подумал, что передо мной – очередная автобиографический опус женщины, пожелавшей поделиться с человечеством рассказом о себе…

Во всяком случае, начало вроде как сулило именно такой сюжет.

Дочь офицера – она кочевала с родителями по гарнизонам. И я ощущал с ней родство. http://starodymov.ru/?p=17405 Младшая сестричка бегала за ней «хвостиком»… И тут я, старший брат брата и сестры, снова ощущал родство. Жила у бабушки в Белоруссии – так это ж совсем свой человек… http://starodymov.ru/?p=20043

Я уж думал, что и дальше всё так и пойдёт…

И вдруг – то самое падение автомобиля с насыпи, на которое я выше намекнул!.. Перелом позвоночника…

Это не автомобиль слетел под откос – это вся предыдущая нормальная жизнь человека провалилась в тартарары!

Это не позвоночник сломался – это переломился становой хребет человеческой судьбы!

Я так и назвал данный раздел записок – «ПЕРЕЛОМ», заменив им какой-то нейтральный авторский. Понятно, что тут под переломом понимается не только телесная травма.

Мне тоже доводилось сидеть в кабине машины, которая, кувыркаясь, катилась с обрыва. У меня ведь тоже имелись все шансы оказаться в таком же вот положении! Именно в этом месте повести я впервые ощутил, как по душе пробежал морозящий озноб. http://starodymov.ru/?p=7961

К слову! Я не знаю, какой заголовок примет издательство, которое (не сомневаюсь в том!) примет повесть; я предложил их несколько вариантов. Но если бы зависело от меня, я бы назвал книжку «УМИРАВШАЯ ТРИЖДЫ». С непременным уточнением: «Автобиографическая повесть». Хотя, конечно, это скорее эссе.

Вот с этого момента, когда героиня приходит в себя, придавленная к земле тяжеленным автомобилем, начинается собственно повесть.

До того была преамбула!

Больница. Операции. Неподвижность. Неспособность себя обслуживать – во всех смыслах этого слова. Стыд от того, что тебя обслуживают другие.

Приговор: «Никогда (слово какое страшное «ни-ког-да!») не будешь ходить!». А ведь ей всего-то 22 года! И уже всё – в прошлом!

Отчаяние! Отчаяние!! Отчаяние!!!

…Но постепенно молодость берёт своё, стремление жить побеждает… Наталия начинает общаться с такими же, как и сама, людьми с ограниченной подвижностью. Учится всё делать сама – одеваться, готовить, пересаживаться на коляску и с неё… Ей во всём помогают родные, и особенно сын… Но главное – она научилась жить со своим инвалидством!

Наталия  занимается спортом, и занимает призовые места. Танцует – и тоже берёт призы. Путешествует… И всё – на инвалидной коляске!

В мою бытность участником ветеранской Организации мне доводилось общаться с «колясочниками». И я всегда преклонялся перед ними. http://starodymov.ru/?p=1778

…Итак, Наталия научилась вроде как жить в коляске. И не просто жить!

Внимание, читатель!

Наталия в течение пяти лет работает таксистом! На машине с ручным управлением – таксистом. Те годы она вспоминает с теплом. Потому что – не случайно же в заголовок я предлагаю поместить именно это словосочетание: «умиравшая трижды».

Она получает новую травму, ещё более страшную! Хотя, казалось бы, куда ж ещё-то…

И снова больницы. Снова операции… Клиническая смерть… Врачи выносят приговор, дают понять сестре, что самое лучшее, что она может сделать, это даст Наталии спокойно уйти в мир иной…

Нет, друзья мои, я не возьму на себя пересказ дальнейшего повествования. Оно настолько личное, настолько индивидуальное, настолько авторское… Это невозможно давать в пересказе!

Наталия рассказывает, как она снова вырвалась от совсем уже одолевшей её смерти.

Наталия рассказывает, как она шла к Богу. И о том, как Бог и Вера помогали ей.

Наталия рассказывает о людях, которые ей помогали и продолжают помогать.

И всё это – настолько искренне, настолько душевно, настолько просветлённо!

Десятки операций! Вся нижняя часть дела исполосована шрамами! Незаживающие раны и язвы!..

А повесть, между тем, поражает своей просветлённостью, что ли… Казалось бы: жизнь женщины залита мраком! А книга – сияет светом!

Поразительно!

Наталия рассказывает, какое удовольствие она получает от плавания в море. Да что там плавание в море – она на параплане летала, и с небес возносила молитву Всевышнему!..

Жизнь наша так устроена, что от подобных несчастий не может себя считать застрахованным никто. Данная повесть словно обращена к каждому, кто попал в беду; автор словно обращается к каждому: смотри, друг, читай – видишь, что я пережила, а радуюсь жизни!

…Я не знаю, какова судьба уготована данной повести. Но то, что она непременно найдёт своего читателя – в этом не сомневаюсь. И не одна душа сожмётся от сопереживания Наталии Якушевой. Простой женщине, на которую обрушилось столько несчастий – и которая выстояла, выдержала, не упала!.. Несмотря на то, что ноженьки её парализованы уже много лет…

Николай СТАРОДЫМОВ

Когда текст был уже готов, ситуация вокруг повести получила развитие.

Иван Переверзин http://starodymov.ru/?p=11600 принял решение оказать содействие в продвижении повести. Принято решение, что она будет опубликована в журнале «Наш современник», в «Общеписательской Литературной газете» http://starodymov.ru/?p=23994 … А главное – выйдет отдельной книжкой в издательстве «У Никитских ворот», в том самом, в котором выходили все три моих сборничка «Наблюдения и размышлизмы от starodymov.ru» http://starodymov.ru/?p=21450 , сборник «Две повести о Чеченской войне» http://starodymov.ru/?p=12711 , а также «Строки мужества и боли…» http://starodymov.ru/?p=19500 .

Правда, с названием её вопрос пока открыт.