Из дневника Марии Фёдоровны,

вдовствующей императрицы.

Запись от 9 декабря 1914 года (по русскому календарю).

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=46707

Сегодня приняла троих с докладами: Ильина, Майндорфа и Куломзина. После завтрака мы с Ольгой посетили Мариинской госпиталь, в котором в основном лежали раненые солдаты, а также лечились 24 офицера. Одному солдаты – очень больному – я привезла награду – Георгиевский крест. Это было для него огромной радостью.

.

Мои комментарии:

Ильин: https://starodymov.ru/?p=46675

Майндорф, по всей видимости, Феофил Егорович – барон, генерал-адъютант, Почётный председатель Мариинского Приюта для ампутированных и увечных воинов.

Куломзин: https://starodymov.ru/?p=46675

Ольга: https://starodymov.ru/?p=46707

.

Войны всегда оставляют после себя не только убитых, но увечных воинов. И вряд ли кто однозначно скажет, что в этой спарке страшнее – пасть на поле брани, или стать инвалидом.

См.: https://starodymov.ru/?p=145

Что и говорить: награда для увечного солдата дорога, конечно, это словно как благодарность государства и императрицы-матушки за утерянное здоровье. Но что дальше?.. Как жить увечному воину после того, как его выпишут из лечебного учреждения?.. Ладно ещё, если есть куда приткнутся, если примут родные (и имеют для этого возможность), если руки целы и есть доступное ремесло, если душевной силы хватит не скатиться на дно жизни… А если хоть одного из перечисленного недостаёт?.. Тогда вариантов нет – только на дно.

На днях передачу показывали о вятском купце-миллионщике Тихоне Булычёве, который с началом Первой мировой войны открыл за свой счёт госпиталь, а при нём – мастерскую, где увечные воины могли бы трудом зарабатывать на жизнь; только сколько подобных заведений набралось бы в России?..

«Это было для него огромной радостью», – написала МФ по возвращении из госпиталя и отправилась пить чай. А судьба того несчастного солдата – увечного, но с Георгием – осталась неведомой. Особенно если вспомнить, какие тяжёлые времена надвигались.

Я уже как-то писал, что в Москве по одной трамвайной линии названия трёх расположенных подряд остановок чётко и конкретно отображают путь служивого человека: «Солдатская улица» – «Госпитальная площадь» – «Введенское кладбище». И не поспоришь!

См.: https://starodymov.ru/?p=44606