ВНУК ПОСТИГАЕТ ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО

Давно собирался свозить внука в Третьяковскую галерею. У мальчонки явная тяга к рисованию, чувствуется дарование… Нужно приобщать к истинному, высокому искусству.

И вот съездили.

Хорошо, что отправились рано, ни в каких очередях стоять не пришлось.

И вот мы в нашем замечательном музее в Лаврушинском переулке.

Захар, похоже, немного растерялся от увиденного – от множества картин в анфиладе залов. Он у нас мальчик живой, хочет сразу увидеть побольше, а потому не всегда может сосредоточиться на чём-то конкретном – спешит вперёд, вперёд, вперёд, увидеть, что ж там дальше. Да что там говорить – возраст!.. Потому я старался заострить внимание ребёнка, называть имена художников, но не злоупотреблять – не запомнит всех, так пусть в памяти останутся хотя бы несколько имён и фактов.

Например, много времени мы с Захаром провели у великой картины Иванова «Явление Христа народу». Внука больше всего поначалу заинтересовало, как вообще можно писать картину такого формата. И как её нужно рисовать – от центра, или с краю. И где художник берёт такую большую бумагу. И как он рисует простым карандашом… Соответственно, поговорили, что такое холст, и что нередко начинает художник рисовать углём… В который раз говорили о композиции картины, о том, где следует размещать главную фигуру, и если она оказалась не по центру, какие есть приёмы для её выделения… В общем, сплошные удивления для нашего внука.

Но главное, на что у нас ушло много времени – это на изучение эскизов к картине. На примере эскизов и набросков я показал внуку, как рождался и изменялся замысел полотна, его композиция, как художник работал над созданием каждой фигурки. Захар проделал немало путешествий от зарисовок и эскизов, размещённых не только в основном зале, но и в соседних, к главной картине, и мы с ним разбирали, почему человек предварительно сидел на коврике, а потом оказался на смятом куске ткани, почему мальчик на эскизе голый, а на полотне – в набедренной повязке, как художник подбирал лица персонажей… На внука произвело впечатление, насколько реалистично выглядят кроны деревьев…

- А сколько дней художник её рисовал? – спросил Захар. – Неделю?..

- Двадцать лет, – ответил я, прочитав в соответствующей справке.

- А это много?..

Как объяснить внуку, которому только что исполнилось семь лет, что такое пятая часть века?..

- Много, очень много, – только и смог ответить я.

Потом так же разбирали картину «Боярыня Морозова» – сравнивали само полотно и наброски. (Самой картины не оказалось, на её месте зияла пустая рама, а изображение картины показывалось на большом мониторе).

Да что там – разве ж перескажешь впечатление ребёнка от впервые увиденного шедевра!

Спросил внук:

- А почему художники рисуют голых людей?..

О психологии вопроса я распространяться не стал. А ответил так: человека одетого нарисовать не так сложно, а вот живое обнажённое тело – это высший пилотаж для художника. Неправильное объяснение?.. Быть может, ну да только не нашёлся с наскоку, что ответить.

О картинах и людях, которые на них изображены, о которых я знал что-то интересное, рассказывал внуку. Понимаю, что обилие информации оказалось огромным, но тут уж ничего не попишешь – что-то ж в памяти останется!

Я постарался заострить внимание на следующих фамилиях художников:

Иван Айвазовский: https://starodymov.ru/?p=29785

Михаил Врубель: https://starodymov.ru/?p=32943

Орест Кипренский: https://starodymov.ru/?p=40026

Вот лишь некоторые картины, на которые внук обратил внимание самостоятельно, без моей подсказки:

Портрет Петра III (Алексей Антропов) :

Портрет Павла Петровича (Степан Щукин):

«Утро стрелецкой казни» (Василий Суриков): https://starodymov.ru/?p=39362

«Танцовщица между мечами» (Генрих Семирадский):

«Лунная ночь на Днепре» (Архип Куинджи): https://starodymov.ru/?p=36463

«Радуга» Айвазовского:

«После побоища князя Игоря» (Виктор Васнецов):

«Витязь на распутье» (Василий Васнецов):

«Спор о вере» (Это с Никитой Пустосвятом) (Василий Перов): https://starodymov.ru/?p=44266

Несколько картин Шишкина, в первую очередь «Утро в сосновом бору» – тут сработал эффект узнаваемости: https://starodymov.ru/?p=14831

В свою очередь я обратил его внимание и поделился тем, что знал о людях и картинах:

Портрет Василия Перовского: https://starodymov.ru/?p=34428

«Тройка» (попробуй объяснить современному ребёнку, почему детки вынуждены на морозе тащить на санках бочку с водой!):

Захар запомнил, что «Демон сидящий» – одна из любимых картин деда:

Объяснил я ему смыл полотен Верещагина – что своими военными картинами он пытался протестовать против войны: https://starodymov.ru/?p=25521

…В конце концов Захар признался, что устал и хочет кушать. Признаться, я ожидал этого признания от него несколько раньше. Но внук стоически переходил из зала в зал – возможно, чтобы деда не обидеть, но я надеюсь, что из интереса к увиденному и нежелания уходить тоже.

Выходя из музея, мы увидели исполинскую очередь желавших увидеть прекрасное, и сошлись во мнении, что если рано встаёшь, то это неплохо.

Зашли мы в «Вареничную» возле станции метро «Третьяковская», подкрепились, и поехали домой, Где Захар уснул, едва добравшись до подушки. Я не знаю, что ему снилось – но надеюсь, хоть что-то из увиденного в музее.

.

Захар любит рисовать: https://starodymov.ru/?p=45303

Немного о Третьяковской галерее: https://starodymov.ru/?p=33944

Воспоминания о детстве, как сам побывал в музее: https://starodymov.ru/?p=25844

Картина «Боярыня Морозова»: https://starodymov.ru/?p=41677

О картинах с обнажённой натурой: https://starodymov.ru/?p=45168