АФРОДИТА ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКОВ
При подготовке очередной публикации, посвящённой юбилеям художников, я в поисках иллюстрации кликнул в интернете запрос на Александра Кабанеля. На следующий день дзен (который очень чутко улавливает наши запросы, даже порой сокрытые) предложил мне сразу несколько ссылок на публикации о художниках, которые писали в манере, схожей с творчеством упомянутого живописца. В частности, предложил обзор картин, написанных на тему «Рождение Афродиты». Не стану лицемерить – заинтересовался!
Напомню канонический сюжет – вдруг кто запамятовал…
На Олимпе нравы царили те ещё! Казалось бы: ну какого рожна вам, олимпийцам, надо-ть!.. Бессмертные (или почти бессмертные), всемогущие (во всяком случае, почти всемогущие), в вашем распоряжении все блага и наслаждения, которые только пожелаете!.. Чего ж вам делить-то промеж собой?.. Но вот делили что-то, пакости друг другу строили… И едва ли не единственная польза от их грызни – это масса сюжетов для литераторов и живописцев, которыми мы пользуемся до сих пор. В частности, и сюжетец, о котором пойдёт речь.
От общего перехожу к частному.
Жили поживали на Олимпе божественные муж и жена – Уран (бог Неба) и Гея (соответственно, богиня Земли). Не ладили они меж собой… И их сын Кронос решил наказать папашу за плохое отношение к матери, да и оскопил его, выбросив отрезанное в море. (Кронос всегда изображается с серпом в руках, посредством которого и совершил варварскую экзекуцию). Не учёл сыночек, что не только отец у него бессмертный, но и отъятые части тела тоже – тем более, именно ЭТА. Вот и позабавилась пена морская с предметом, в общем-то привычным для моря в эпоху гимнофилов, но появившемся в отдельности от целого тела; в результате чего зачала и родила Афродиту, которая стала для смертных богиней любви.
Как художнику пройти мимо такого сюжета?.. Ну, изображать процесс зачатия столь специфическим манером – зрелище не слишком эстетическое (хотя современные деятели культуры уже снимали фильмы про то, как потерявшееся мужское естество ищет хозяина в мире людей). А вот момент рождения Афродиты из пены морской – таких картин оказалось превеликое множество – до того, как я увидел упомянутую публикацию, знал только парочку их. Даже в самые махровые времена инквизиторского мракобесия на изображения античной красоты тогдашние блюстители нравственности смотрели снисходительно.
Живопись – не мой конёк. Я люблю любоваться красивым, и не принимаю то, что мне не нравится.
Но теперь вот не удержался, и просто выписал имена художников, оставивших нам свои полотна на эту тему.
Начнём с того, что этот сюжет изображён на фреске, обнаруженной в несчастной Помпее, с которой диалектика сыграла злую шутку: погубив город, пепел законсервировал его для изучения будущими поколениями историков. Горе для жертв – отрада для учёных-потомков.
.
Маковский Константин – здесь красавица скорее пробуждается ото сна, а не рождается: https://starodymov.ru/?p=39362
Баккер Джейкоб де – уж не знаю, что хотел сказать автор своим полотном, но в его версии Афродита, отнюдь не красавица, рождается в окружении вакханалии и соития сатиров с сонмом некрасавиц:
Боттичелли Сандро – самая известная картина, я бы сказал, самая «раскрученная:
Вос Корнелис де – на рыхлые телеса персонажей картины смотреть, надо сказать, приятно не очень:
НХ – право, не знаю, что означает эта аббревиатура:
Буше Франсуа – едва ли самое целомудренно прикрытое тело женщины, больше похожей на солидную матрону, чем на покровительницу любви:
Пьер Жан Батист Мари – здесь всё красочное и задорное:
Штайнбрюк Эдуард – тоже очень красиво выписаны тела:
Амори-Дюваль Эжен-Эммануэль – одна из самых, на мой взгляд, прекрасных Афродит:
Моро Гюстав – на мой взгляд, непривычный взгляд на ситуацию, где обнажённую богиню встречают на коленях одетые земные женщины и в мольбе протягивают ей навстречу руки… Его же кисти принадлежит ещё один вариант того же сюжета – там Афродита появляется в мире людей на фоне какой-то мазни, напоминающей рушащиеся небоскрёбы:
Стэнхоуп Джон – здесь мы видим прекрасную богиню целомудренной любви, но без намёка на секс:
Кабанель Александр – именно с его картины я заинтересовался темой:
Бугро Вильям – великолепно выписана красота, кокетлива и маняща:
Стотт Уильям – тут я что-то не очень понял аллегорию, ибо обнажённая (не слишком, в общем-то прекрасная) богиня выходит на берег Крита вроде как обледенелый, ибо отражается в нём:
Айвазовский Иван – наш великий маринист остался верен себе: он писал море, в котором сама богиня играет вторичную роль: https://starodymov.ru/?p=28148
Хиреми-Хиршль Адольф – едва ли не самая логичная картина: прекрасную девушку просто выносит на берег, и она спит, ещё не осознав свою сущность:
Жерве Анри – как же тут богиня сексуальна!:
Пику Анри-Пьер – а тут богиня сразу оказывается со свитой:
Этти Уильям – здесь что-то в богине видится библейское:
Тито Этторе – тут она слилась в поцелуе с юношей – а может с ангелом, богиня любви всё же:
Редон Одилон – Афродита в багровых тонах, словно она рождается не из пены морской, а из сполохов пламени, это что-то слишком авангардное, не в моём вкусе:
Дрейпер Герберт Джеймс – здесь богиня тоже уже со свитой, на которую не обращает внимания, примеряя жемчуга:
Уотсон Джеймс Спенсер – необычность картины в том, насколько игриво шалуны-ангелы катают её в раковине, в которую впряжены дельфины:
.
Наверное, это не весь список картин с этим сюжетом. Но и этого довольно, чтобы полюбоваться прекрасным.
Спасибо автору публикации, который обозначил себя просто и незатейливо: «Картины рассказывают…». Картинку для иллюстрации я скопировал также с этой странички.
.
Моя самая свежая публикация о живописи и живописцах: https://starodymov.ru/?p=45040
К записи "Живопись. Рождение Афродиты глазами (и кистью) художников" пока нет комментариев