5 марта 1814 года – умер Андрей Воронихин,
замечательный русский архитектор и живописец.
Родился в Соликамском уезде Пермского края. Первые уроки живописи получил у местного иконописца – напомню, что во времена оны на Руси имелось несколько самобытных направлений в иконописи, и строгановская (пермская) являлась одной из наиболее известных.
Андрей был крепостным графа Александра Строганова, который заметил талант юноши и отправил его учиться, а впоследствии освободил от крепостной зависимости. В Москве юноша работал и учился под руководством Василия Баженова и Матвея Казакова. Подрабатывал небольшими заказами для Троице-Сергиевой лавры – что уже само по себе о многом свидетельствует.
От Академии художеств совершает пятилетнее путешествие по России, изучает народное творчество.
Будучи направленным на учёбу за границу, изучает не только живопись и зодчество, но и математику, механику, другие прикладные науки.
Однако в 1789 году ввязался в революцию во Франции, за что личным распоряжением Екатерины II его отозвали на Родину, и он стал невыездным. Что, впрочем, пошло только на пользу его творчеству – он стал истинно русским художником и архитектором.
Наиболее известное творение Воронихина – здание Казанского собора в Петербурге. Мы сегодня воспринимаем собор как естественную и неотъемлемую составляющую Северной столицы. Между тем, для его строительства пришлось решать очень сложную задачу. Здание пришлось ориентировать одновременно и на Невский проспект, и учитывать требования православной традиции – где расположить вход и внутреннее убранство, а также привязать к уже существовавшей городской дорожной сети.
На конкурс представили много проектов, и Павел, а затем Александр не могли остановить свой выбор на каком-то конкретном. Проект этого шедевра, предложенный Воронихиным, буквально продавил Александр Строганов, который на тот момент являлся президентом Академии художеств, и сумел убедить Александра I доверить строительство своему бывшему крепостному. В качестве аргумента он представил т.н. Строгановский дворец на Невском проспекте, незадолго до этого перестроенный Воронихиным. Так что именно Строганова можно считать полноценный соавтором собора.
Собор возводился с 1801 по 1811 гг. Историки зодчества отмечают, что в работе Воронихина чувствуется влияние нескольких других, более опытных и маститых художников; ну да только тут уж, на мой взгляд, всё вполне закономерно – в архитектуре что-то принципиально новое разве ж придумаешь?.. Всё опирается на то, что уже придумано, только истинный мастер умеет это старое развить в новых условиях и с новыми материалами…
Список творений, построенных талантом Воронихина, получился немалый. Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна привлекла его к застройке Павловска. Помимо ряда других зданий Андрей Никифорович построил т.н. Розовый павильон, в котором мать встречала своего сына, Александра I, когда он вернулся из Заграничного похода в 1814 году.
Ну и ещё о творчестве. Помимо зодчества Воронихин занимался росписью фарфоровых и стеклянных изделий; причём, это у него получалось настолько замечательно, что в обиход вошло определение «воронихинские вазы».
…Право, когда сталкиваешься с фактами, о которых пойдёт речь ниже, возникает сомнение, следует ли об этом писать. С одной стороны, коль речь идёт о художнике, то причём тут личная жизнь и слухи… Но ведь художник – человек, а потому поклонникам его таланта всё может оказаться интересным…
В общем, в биографических материалах о жизни Воронихина имеются утверждения, что он является внебрачным сыном одного из представителей рода Строгановых. Потому де ему и оказывали покровительство практически все члены клана, потому и вольную он получил, и командировку за границу, и впоследствии академиком стал, и знаков орденов Владимира и Анны удостоен. Кто-то отстаивает эту версию, кто-то опровергает… Но она имеется.
И второе. Женился Андрей Никифорович, судя по всему, по искренней любви. Его избранницей стала Мария Лонд, чертёжница-англичанка. Она не желала менять вероисповедание, и Воронихину пришлось приложить немало усилий, чтобы Синод дозволил свадьбу… В браке родилось шестеро детей, и все детки умерли очень рано… Таким образом потомков у Воронихина не осталось. Уж в какой степени повинен в этом факт разноверия супругов, не возьмусь судить, а просто оставлю его без комментариев. Только посочувствую…
.
Андрей Воронихин: https://starodymov.ru/?p=41379
Род Строгановых: https://starodymov.ru/?p=41119
Строгановская школа иконописи: https://starodymov.ru/?p=37356
Василий Баженов: https://starodymov.ru/?p=25609
Матвей Казаков: https://starodymov.ru/?p=41836
Академия художеств: https://starodymov.ru/?p=44622
Казанский собор: https://starodymov.ru/?p=43535
Мария Фёдоровна: https://starodymov.ru/?p=43105
Заграничный поход: https://starodymov.ru/?p=44033
Орден Св. Владимира: https://starodymov.ru/?p=41507
К записи "Из истории зодчества. Андрей Воронихин: 210 лет со дня кончины" пока нет комментариев