16 января 1934 года – родился Василий Лановой,

знаменитый Народный артист СССР.

Наверное, каждому человеку свойственно гордиться личным знакомством с известными людьми (если, конечно, таковое состоится). Ну право же, хоть и понимаешь, что это чистейшей воды пустопорожнее тщеславие, а вот как-то приятно обронить при случае: я, мол, с этим человеком знакомство водил, и даже за столом с ним как-то сиживал…

Кто-то со мной не согласен?.. Ну что ж, значит, данную преамбулу я адресую только себе.

Так случилось, что за свою творческую жизнь я общался со многими знаменитостями. С кем-то шапочно, с кем-то плотнее, а есть и такие, общение с которыми оставили в душе след навсегда.

В числе таких был и Василий Семёнович Лановой.

Мы познакомились с ним в мою бытность главным редактором журнала «Боевое братство». А Василий Лановой возглавлял Общественную организацию «Армия и культура». Соответственно, он регулярно принимал участие в заседаниях Координационного совета Организации «Боевое братство», и активно участвовал в мероприятиях этой ветеранской структуры. Соответственно, и на страницах журнала его имя появлялось регулярно и вполне заслуженно.

Повторю: мне довелось общаться со многими деятелями культуры. Как правило, это общение ограничивалось официальными рамками. Прошло мероприятие, я побеседовал с известным его участником, подготовил публикацию – и с очень немногими впоследствии судьба сводила нас вновь.

А вот с Василием Семёновичем у нас как-то сразу сложились неформальные отношения. Он приглашал меня на свои спектакли, на неформальные встречи, в узком кругу довольно откровенно разговаривал на самые разные темы… Мы с ним даже как-то пару раз сиживали в ресторане, и разговаривали, разговаривали, разговаривали… С ним было очень интересно разговаривать.

Знаете, какие главные качества собеседника я отменил у Василия Семёновича?.. Сейчас попытаюсь чётко сформулировать. Это безукоризненно интеллигентная речь – даже выпив, он оставался интеллигентным человеком. Имея богатый словарный запас, он умел чётко сформулировать и выразить свою мысль; и вообще он показал себя эрудитом и интеллектуалом. Культурный (не по формальной принадлежности к социальной группе, а по воспитанию и складу души) человек, он никогда ни о ком не сказал ни единого кривого слова. Он с глубочайшим мужским уважением отзывался об актрисах, с которыми его сводила сценическая судьба. Он умел слушать собеседника, не перебивая и не выступая в качестве непререкаемого оракула. Он имел личное мнение, но не навязывал его, лишь высказывал.

Несмотря на свой статус, Лановой умел разговаривать с собеседником на равных. Удивительное качество!

Война застала Васю Ланового на Украине, где он гостил у родни. И оказался в оккупации. Как-то румынский солдат шутки ради выстрелил из автомата над его головой, отчего мальчик много лет заикался… Соответственно, мы как-то поговорили на эту тему: дело в том, что моя мама тоже проживала на оккупированной территории, в Белоруссии, соответственно, тема оказалась близкой для обоих.

Дети и война… Эта тема всегда оставалась болезненной для Ланового. Как-то он приезжал на вечер македонской литературы, который проходил в «Доме Ростовых», что на Поварской. В частности, на вечере представляли книгу о любви женщины к солдату-оккупанту… Василий Семёнович принимал участие в мероприятии, выступил, поделился своими суждениями по данному вопросу – как всегда, предельно корректно и тактично, с уважением к точке зрения автора.

Впрочем, вернусь к нашим личным встречам.

Поделился Василий Семёнович воспоминаниями о съёмках фильма «Офицеры», очень тепло, с грустью вспомнил о Георгии Юматове.

Я поделился с Лановым своим предположением, что изначально фильм планировался как двухсерийный – такой вывод я сделал по нарезке фрагментов, которые мелькают в финале… Лановой ответил, что это не так – картина изначально планировалась односерийной. Однако какие-то эпизоды и в самом деле не вошли в фильм – по словам моего собеседника это обычное явление. Он высказал примерно такую мысль: по завершении монтажа фильм должен стать цельным, без обрубленных сюжетных ответвлений, без вопросов, которые поставлены, однако не получили ответа. Если же вопросы остаются, это должно получать логическое обоснование в картине; недосказанность должна быть объяснимой. Так вот, в фильм «Офицеры» и в самом деле не вошли некоторые отснятые фрагменты, однако только те, которые утяжелили бы картину, привнесли в неё элементы, не игравшие на основной замысел произведения. Но при этом, если в картину вписался эпизод из картины про Павку Корчагина, авторы заимствовали его.

О Юматове Лановой говорил несколько раз, и всегда с искренним теплом. Напомнил, что они вместе снимались в нескольких картинах. Василий Семёнович говорил о таланте своего друга, о его прекрасных человеческих качествах. О его грехах не упомянул даже намёком. Ну и я не стал.

Повторю: мы общались в узком кругу с Василием Семёновичем далеко неоднократно. И в официальной обстановке, и за столом… И ни разу, ни единого раза, ни в адрес кого бы то ни было из коллег он не сказал ни единого негативного слова, не упомянул ни единой негативной черты кого бы то ни было.

Интересный разговор мне запомнился – о том, что Лановому довелось играть отрицательных персонажей. Можно вспомнить Анатоля Курагина («Война и мир»), эсесовского генерала Вольфа («Семнадцать мгновений весны»), лётчика-предателя («Приступить к ликвидации»), да и личность Шервинского («Дни Турбиных») выглядит не безупречной… Василий Семёнович поговорил о том, что актёру доводится играть разных персонажей, о том, насколько важно уметь вжиться в роль и уметь показать именно личность, характер, обосновать его поступки психологически…

Но особенно мне запомнилась мысль, к которой я регулярно возвращаюсь, когда смотрю фильмы…

Говоря о Курагине, Василий Семёнович высказался примерно так:

- На экране даже мерзавца нужно показать обаятельным. Тогда его нелицеприятная натура станет более наглядной.

Эту его мысль я нет-нет, да и вспоминаю, когда смотрю фильмы или интервью с актёрами. Недавно показывали запись беседы с актёром, тоже советской поры, также весьма популярным. Так вот, он поделился, что всегда отказывался от отрицательных ролей, потому что «не хотел разочаровать зрителя». Лановой этого не боялся: его талант позволял ему играть и «хороших», и «плохих».

Едва ли не единственный принципиальный момент, в котором я не согласился во время одной из бесед с Василием Лановым – о нём сейчас и расскажу. Зашла речь о том, что на театральной сцене всё больше появляется пошлости и непотребства. Мой собеседник согласился, что это тревожное явление, однако высказал суждение, что мода на сценический эпатаж со временем пройдёт, и классический театр вернётся, произойдёт его возрождение. Я высказал скептическое сомнение… Василий Семёнович внимательно меня выслушал, сказал что-то в том духе, что будущее покажет… Сегодня, когда прошло лет пятнадцать после той встречи, вижу, что мой скепсис оказался ближе к истине, чем оптимизм собеседника.

Вспоминается и ещё одна тема, которая всплыла в нашей беседе – о нарастающей безграмотности молодёжи. Василий Семёнович ведь служил профессором в Театральном институте им. Щукина, и посетовал, что в вуз приходят поступать абитуриенты, которые абсолютно не знают классической литературы, не смотрели шедевры кинематографа минувшей поры!..

…На мой взгляд, есть только единственная картина, соглашаться на участие в которой Василию Семёновичу не следовало – участие в ней навряд ли можно занести ему в творческий актив. Я имею в виду сериал «Офицеры», вышедший на экраны несколько лет назад – авторы бесстыже приспособили славный советский бренд для своей слабенькой поделки; и великий Лановой им в этом подыграл… Оно, конечно, оступиться может каждый, но от любимого актёра таких ошибок как-то не ожидаешь. Впрочем, это только моё личное мнение.

…Последний раз мы с Василием Семёновичем встретились после довольно продолжительного перерыва, при подготовке какой-то очередной патриотической акции. Не вдаваясь в подробности, замечу мимоходом, что к тому времени в рядах ветеранского движения произошло некоторое размежевание разных структур, что привело к ослаблению контактов между ними.

Встретились мы на улице; было холодно, морозно при ветерке, мела позёмка… Я приехал на мероприятие в непродуваемой кожаной с мехом куртке, в теплой шапке с отворачивавшимися согревающими наушниками… Лановой, как мне показалось, оказался одетым не по погоде; особенно запомнилась кепка, которая как-то не сочеталась с завихрениями льдистой крупки…

Вокруг кучковались ветераны…

Несмотря на продолжительный перерыв в общении, Василий Семёнович узнал меня, поздоровался, поинтересовался, почему мы давно не встречались. Я ответил, что больше не работаю в аппарате Организации «Боевое братство», что ушёл из редакции журнала…

- А вы просто заходите, не как журналист… Побеседуем…

Пожав руку, он направился к подъехавшим организаторам шествия.

Больше мы с Василием Семёновичем не встречались.

…«К чему ты это всё написал? – вполне может спросить читатель. – Побахвалиться захотелось – мол, с таким известным человеком как-то встречался»…

Нет, не стал бы я распинаться только ради похвальбы. Но 16 января исполнилось бы 90 лет со дня рождения этого выдающегося актёра и незаурядного человека. И нахлынули воспоминания… Ну а добрыми воспоминаниями поделиться о человеке, которого глубоко уважаешь – разве ж это грех?

Вот для того и написал – ради доброго слова памяти.

.

Василий Лановой: https://starodymov.ru/?p=36539

Вечер македонской литературы в МСПС: https://starodymov.ru/?p=1749

Вечер украинской литературы в МСПС: https://starodymov.ru/?p=13348

Журнал «Боевое братство»: https://starodymov.ru/?p=6755

В кино главное – уметь играть судьбу: https://starodymov.ru/?p=32877

Георгий Юматов и фильм «Офицеры»: https://starodymov.ru/?p=37896

Василий Лановой на юбилее Михаила Ножкина: https://starodymov.ru/?p=4063