КАК СНИМАЛИ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ СОВЕТСКИХ ФИЛЬМОВ…

…Пригласил к себе как-то Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко кинематографических начальников и сказал:

- Есть такая профессия – Родину защищать!.. Вот об этом фильм снимите, товарищи!..

Начальники закручинились… Попробуй-ка угадать, что понравится известному крутым нравом маршалу!.. Тем более, что заказ вроде как есть, а финансирования под него – нету; равно как и конкретных пожеланий.

А потому поручили задачу молодому, никому толком неизвестному режиссёру Владимиру Роговому – опозорится, так и ладно, на него и спихнём ответственность. Бюджет выделили по минимуму, плёнку – тоже подешевле… Единственное, в чём не ограничивали, так это в подборе актёров.

И никто, ни единый человек особо не верил в будущий ошеломляющий успех картины «Офицеры». Даже сами же актёры.

Никто, кроме, разве, режиссёра, ну и ещё оператора Михаила Кириллова – снимать он умел, и идеей проникся…

Василия Ланового считали слишком интеллигентным для роли, на которую он согласился. Согласился, хотя и не в полной мере признал её – он не понимал, не принимал слишком трепетное отношение его героя к возлюбленной.

К слову, режиссёр рассказывал, что на него здорово давили, чтобы он подбавил скабрёзности в этот любовный треугольник.

По поводу Георгия Юматова также имелись некоторые сомнения – справится ли он со съёмками…

К тому же между Василием Лановым и Георгием Юматовым в своё время пробежала кошка в лице Павки Корчагина – на эту роль претендовал как раз Юматов, а сыграл её Лановой.

К чести обоих – именно на съёмках фильма «Офицеры» они восстановили дружеские отношения. Несмотря даже на то, что их партнёрша, Анна Покровская, заметив обращённые на неё нежные взгляды Юматова, в качестве защиты старалась не оставаться с ним наедине – прогуливались они всегда втроём.

Съёмки складывались не так чтобы очень гладко. То Анна Покровская на лошади едва не свалилась под обрыв, то на Андрея Громова (в роли суворовца) решётка свалилась, то уже упоминавшийся оператор Михаил Кириллов при съемках разбегавшихся рельсов (эти кадры, по его замыслу символизировали судьбы людей) упал с подножки и едва не угодил под колёса (не выдержала страховка)…

Автор повести, по которой снимался фильм, Борис Васильев, также не выражал восторга от экранизируемой версии своего произведения – известный антисталинист, он требовал, чтобы в картине непременно присутствовала гулаговская тема, даже грозился снять своё имя из титров, да потом остыл…

Помните юного суворовца Трофимова?.. Его сыграл московский школьник Андрей Громов. Прекрасная роль, запоминающийся образ… Казалось бы, ему фильм открывал прямую дорогу в кино – после выхода картины на экраны он получил несколько предложений. Однако…

Как-то он услышал разговор Ланового с Юматовым о том, насколько жизнь и судьба актёра зависит от удачи и от режиссёра. Услышанное произвело на мальчика такое впечатление, что он решил не связывать свою жизнь с творчеством, и пошёл по дипломатической линии.

И ещё одна интересная история связана с картиной.

Помните сцену, как Любочка Трофимова в санитарном поезде кормит младенца-внука?.. Так вот ребёнка взяли для этого эпизода в «доме малютки» – мать от него отказалась.

Дальнейшие события напоминают индийское кино. Мать младенца, увидев картину, настолько прониклась угрызениями совести, что отыскала его, вернула, и вырастила…

…Легенда гласит, что военное чиновничество от Главного политического управления СА и ВМФ встретило фильм осторожно: не знало, насколько он понравится начальству. Наличие собственного мнения в ГлавПУРе не приветствовалось… И только после того, как картина произвела потрясающее впечатление лично на Брежнева, военно-политическое чиновничество поняло, какой же шедевр родился под его чутким руководством.

Право, не знаю уже, что и думать по этому поводу. В последнее время я постоянно слышу и читаю истории о том, что фильм-де уже собирались смывать, да только увидели его Сталин или Брежнев – и в ожерелье советского кино засиял ещё один бриллиант. Поначалу на меня это производило впечатление, а теперь всё чаще закрадывается сомнение: а имел ли место мальчик – что усатый, что бровастый?.. Уж больно похоже, что киноведы советского периода избрали такую форму для повышения значимости картины…

…А знаете, друзья, что, на мой взгляд, лежит в основе феноменального успеха картины?..

Здесь очень много символизма; и в то же время все роли – живые. Создатели картины сумели пробалансировать по этой грани: вывели череду образов без оторванности каждого от жизни с одной стороны, и показали живых людей без сползания в быт и отвлечения на боковые сюжетные ветви. Каждый фрагмент картины – это живая картинка на фоне эпохи, и мы понимаем, что за обрезом экрана остаётся ещё много чего: и политического, и экономического, и бытового, и психологического, и какого угодно ещё…

Те же ГУЛаг, адюльтер, другие ответвления (некоторые даже успели отснять, но они остались невостребованными) утяжеляли бы картину. А так получилось – в самый раз!

…История умалчивает, понравилась ли картина Маршалу Гречко. Но, как выясняется, автором идеи и центральной фразы её стал именно он.

.

Маршал Андрей Гречко: http://starodymov.ru/?p=27690

Василий Лановой: http://starodymov.ru/?p=28761

Случайность в судьбе актёра: http://starodymov.ru/?p=28148

Пользуясь случаем, о санитарных поездах: http://starodymov.ru/?p=37890

Немного о ГлавПУРе: http://starodymov.ru/?p=28008